No Image

Почему не срабатывает вентилятор на ниве

СОДЕРЖАНИЕ
0
774 просмотров
20 августа 2019

Недавно моя нивка стала медленнее охлаждать двигатель, чем делала это раньше. Естественно, я заинтересовался и полез посмотреть, а крутится только тот, что слева от меня. Второй молчит. Снял крышку, почистил клеммы, но это не помогло. Завел машину и решил проверить в вентиляторе ли проблема.

Когда включилось охлаждение я снял клемму с рабочего и накинул на тот, который молчал и он загудел. Меня этот факт, несомненно порадовал, ибо это не вентилятор.

Полез в книжку по НИВЕ и нашел там, что оказывается на каждый вентилятор питание подается отдельно с управляющей реле. Прозвонил до платы все провода а они целые. И тут я понял, что виновато РЕЛЕ.

Поехал в магазин, купил нове реле за 15 рублей. И начал его менять, но это оказалось не так то просто. В книге написано что реле под панелью слева, а у меня там бортовой компьютер BOSH (а вы как думали, нива у меня 2003 года, инжектор епт.) В общем нашел реkе глубоко за приборной панелью над ногами водителя.

Открутил плашку с 5 релюхами, нашел провода нужного цвета, они вели на реле отмеченную на рисунке. Самый левый гад, а два синих провода. Скорее всего на каждый вентилятор свое реле. Заменил его поставил на место и все зажужжало. Я порадовался что такой красавчик собрал все и ушел гулять 🙂

Комментарии

У меня НИВА 21218 БРОНТО я искал это реле 2 года,сам по профессии электрик, пока не увидел это фото, скинул панель которая закрывает контролер, по матерился на отечественного производителя но реле как ни заглядывал ни нашел.
Стал доставать все подряд и за блоком сигнализации нашел три реле, этот синий провод я бы узнал из тысячи так как искал его много раз. На моей машине реле стоит по середине, включил зажигание подал минус на реле, реле сработало но вентиляторы не включились, проверил приходит питание с предохранителя приходит, снял реле прозвонил контакты звонятся, закоротил перемычкой напрямую провод от предохранителя до вентиляторов они и заработали. В электрике такое бывает вроде все исправно но ничего не работает, заменил реле подал минус на катушку, заработало. Пошел проверить как работает от датчика температуры (стоит прямо под дроссельной заслонкой, надо очень постараться чтобы снять штекер)снял вентиляторы не сработали, поставил обратно. Завел машину, снял еще раз штекер сдатчика заработали оба вентилятора, это меня не смущает машина 2001г. и насколько я помню работала так всегда.

Комментарий от Алексей [ Май 2, 2013, 05:44 ]

Тоже самое. Перестал включаться вентилятор. Просто заменил предохранитель (30А) и вентилятор заработал.

Комментарий от Дмитрий [ Июнь 23, 2016, 21:08 ]

А подшипники не кто не пробовал менять?? У меня на НИВЕ из-за них вент подклинивал и предохранитель горел.. Кстати у меня стоит передний 180018 цена 24руб)) задний обычная фтунка скольжения может кому пригодиться!

Вентиляторы системы охлаждения Нива Шевроле служат для принудительного обдува радиатора. Они повышают интенсивность теплоотвода во время движения на низкой скорости и являются единственным способом охладить антифриз в пробке или «тянучке».

Устройство и принцип работы

Конструкторы Нивы Шевроле применили в системе охлаждения сдвоенный вентиляторный блок. Это немного усложнило схему подключения, зато резко повысило эффективность обдува радиатора. Вентиляторы приводятся в действие 12-вольтовыми синхронными электродвигателями постоянного тока с индуктором на основе постоянных магнитов. Электромоторы имеют закрытую неразборную конструкцию и не нуждаются в обслуживании.

Мощность каждого электродвигателя — 110 Вт. Вентиляторный блок в сборе потребляет 18 ампер.

Вентиляторы по очереди включаются с помощью электромагнитного реле, которым управляет бортовой компьютер. Когда охлаждающая жидкость нагревается свыше 99 градусов, запускается электровентилятор, расположенный ближе к воздухозаборнику двигателя. Температура включения второй крыльчатки составляет 101 градус. Схема подключения вентиляторов изображена ниже.

Система питания вентиляторов включает три реле и резистор, который при необходимости обеспечивает пониженную скорость вращения первого мотора. Питание подается от аккумулятора через предохранители, которые спасают проводку и АКБ в случае короткого замыкания. Управляющие сигналы поступают с 29 и 68 вывода контроллера двигателя.

Вентиляторы автоматически выключаются когда антифриз охлаждается до 95 градусов.

Последовательное включение и выключение двигателей снижает нагрузку на бортовую электросеть. В большинстве случаев нормализовать температуру удается только за счет первого вентилятора. Это особенно полезно при движении в ночное время, когда лампы фар и габаритных огней сильно нагружают генератор.

Возможность принудительного включения вентиляторов может оказаться полезной при движении по бездорожью или в условиях городских «пробок». Однако конструкторы Шевроле Нива не снабдили машину этой функцией. Ее можно реализовать самостоятельно или на СТО. Необходимо подключить дублирующие реле параллельно контактам включения и запитать их от кнопки, установленной в салоне авто.

Полезное видео об установке и подключении кнопки принудительного включения вентиляторов на Шниве:

Важно: принудительное включение увеличивает надежность системы охлаждения. В случае сбоев работы датчиков, реле или бортового компьютера водитель может вручную включить обдув радиатора.

Полезно оборудовать Шевроле Ниву и выключателем, который принудительно отключает электродвигатели вентиляторов. Это позволит уберечь их лопасти при форсировании водных преград вброд.

Предохранители

Электрические схемы автомобилей Нива Шевроле, выпущенных до и после 2009 года отличаются. В обоих случаях предохранители с плавкими вставками на 50 ампер, защищающие цепи питания электровентиляторов, находятся в дополнительном блоке. Он находится за вещевым ящиком с пассажирской стороны салона. На рисунке показано где находятся предохранители вентиляторов.

При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — первое, что надо проверить, если не работает электровентилятор охлаждения. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого придется предварительно извлечь предохранитель из гнезда.

Реле включения вентиляторов

В дополнительном блоке установлены не только предохранители. Там же расположены три электромагнитных реле, управляющих работой электродвигателей системы охлаждения. Их цепи управления запитаны от замка зажигания и выходов бортового контроллера, а силовой ток поступает от АКБ через предохранители. На фото показано, где стоит реле включения вентиляторов

Срабатывает реле следующим образом:

  1. На управляющие выводы подается напряжение.
  2. Ток проходит через катушку индуктивности, в результате чего появляется электромагнитное поле.
  3. Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
  4. Ток, проходящий через реле, приводит в действие электродвигатель.

Как только управляющее напряжение исчезает, контакты размыкаются под воздействием пружины и вентилятор останавливается.

Проверить работоспособность реле можно тремя способами:

  • Замена реле на заведомо рабочее и протестировать работу системы.
  • На заглушенном двигателе при включенном зажигании отключить разъем датчика температуры. Должен быть слышен щелчок срабатывания реле.
  • Демонтировать и прозвонить выходные контакты мультиметром, подавая напряжение выводы индукционной катушки.

Датчик включения

Блок управления получает информацию о температуре антифриза с термодатчика. Он представляет собой резистор, сопротивление которого меняется с изменением при нагреве и охлаждении: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Проверить его работоспособность можно при помощи омметра и термометра. Для этого необходимо снять деталь, погрузить в воду и измерить сопротивление при разной температуре.

Датчик расположен на головке двигателя в районе выпускной магистрали системы охлаждения. Открутить его можно торцовым или накидным ключом.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором показано, где расположен и как проверить датчик:

Возможные неисправности и их причины

1.Не срабатывают оба вентилятора. Возможен выход из строя электродвигателей, сбой работы датчика температуры или обрыв проводов питания, идущих от АКБ или замка зажигания.

2. Не работает второй вентилятор. Причины: неисправность датчика, отказ предохранителя или электромагнитного реле. Также возможен обрыв провода питания.

3. Не включается левый вентилятор. Причины: неисправность силового резистора или термодатчика, перегорел предохранитель или реле. Также возможен обрыв провода питания.

4. Включаются только два вентилятора одновременно. Такое происходит при обрыве дополнительного резистора в цепи первого электромотора.

5. Вентилятор не выключается. Обычно вентилятор постоянно работает при поломке реле или неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Ремонт вентиляторов, датчика, реле, предохранителей и дополнительного резистора не предусмотрен. При поломке этих деталей их следует заменить новыми.

Замена вентиляторов

Если электродвигатели вентиляторов не запускаются при подключении проводов от АКБ непосредственно к клеммам питания, необходимо заменить устройства.

Для этого понадобится набор гаечных ключей размером от 10 до 17 мм и крестовая отвертка.

Перед началом работ нужно загнать машину на смотровую канаву или подъемник и обесточить бортовую сеть, сняв минусовую клемму аккумулятора.

Демонтаж вентиляторов выполняется следующим образом:

  • Снять защиту картера и грязезащитный кожух.
  • Открутить саморезы и снять толстую пластину в форме паука и пару жестяных крышек, которые находятся спереди под днищем авто.
  • Открутить крепление поперечины рамки радиатора.
  • Ослабить натяжение и снять ремень гидроусилителя руля и помпы.
  • Выкрутить 4 болта, удерживающих насос ГУР.

Полезное видео, в котором показано как снять и поменять вентиляторы:

Важно: чтобы добраться до болта, закрытого масляным фильтром, необходимо отодвинуть усилитель от кронштейна.

  • Задвинуть насос назад, вывесив на шлангах.
  • Демонтировать ремень привода кондиционера.
  • Открутить болт, удерживающий зубчатый шкив ГРМ.
  • Снять шкив и ремень.
  • Открутить четыре гайки по углам корпуса электровентиляторов и два болта, фиксирующих его посередине.
  • Снять вентиляторный блок со шпилек и вытащить вниз.

Совет: датчик положения коленвала затрудняет демонтаж вентиляторов. Потому их нужно вытаскивать постепенно. Сначала опускается левая сторона, потом блок смещается влево, приподнимая правый край, чтобы кожух стал вертикально.

Этот способ наверняка подходит для рестайлинговых моделей Нива Шевроле. На машинах постарше придется снимать решетку радиатора и бампер, откручивать крепления и отводить вперед радиаторы кондиционера и охлаждения. После этого доступ к электровентиляторам будет открыт.

Во время демонтажа следует внимательно запоминать порядок действия. Сборка производится в обратной последовательности.

Важно: срок службы моторов вентиляторов примерно одинаковый. Поэтому даже если отказал один из них, менять надо оба. Иначе вскоре придется снова заниматься ремонтом машины.

Снятие и замена резистора вентилятора

Перед началом работ необходимо заехать на смотровую яму и снять клемму с аккумулятора. Для ремонта понадобятся гаечные ключи 10-13, отвертка и новый резистор. Деталь установлена в балке снизу под радиатором. Порядок снятия следующий:

  1. Открутить болты крепления и снять защиту картера вместе с грязезащитным кожухом.
  2. Демонтировать защитную планку резистора и выкрутить деталь.

Сборка выполняется в обратной последовательности.

Доброго времени суток Дайвовчане и читатели моего БЖ!
На прошлой неделе в один из вечеров возвращаясь домой обратил внимание на приборную панель — стрелка температуры поползла вверх. Ну думаю, сейчас карлсон включится, но не тут то было. температура и дальше ползла) благо заметил уже подъезжая к дому. Поставил машину и решил разобраться, но уже на следующий день, т.к. было уже темно и дождь моросил.
Утром следующего дня приехал на работу (от работы до дома двигатель прогревается максимум до рабочей температуры) и сразу решил проверить что да как. Сначала грешил на клеммы папа-мама, которые идут к вентиляторам, ибо на обоих оторваны защелки — язычки. Проверил — сидят плотно. Ну, думаю, нужно проверить через кабель VAG (как раз валялся на работе), подключаю — включаю OpenDiag — выбираю реле вентилятора 1 — включить. Щелчок релюшки — и вот такая ошибка

Не долго думая ищу схему в интернете где какое реле и за какой вентилятор отвечает

и иду снимать реле и смотреть предохранители (благо салон на тот момент я еще не собрал и без бардачка без поблем подобрался). Предохранители целые. Для проверки реле на работе собрал небольшой "стенд" из 12В батареи от ИБП, пары проводов и мультиметра.

Реле тоже в норме. Лезу на ШНива-форум, читаю что если все реле целые, то 100% ДТОЖ барахлит (тот который двухконтактный — вкрученный в патрубок выходящий из термостата). Еду в магазин и приобретаю вот такой датчик всем известной фирмы "Лузар")

Вкручиваю на место, грею машину и вуаля — карлсон заработал)

Теперь вопрос по клеммам папа-мама на вентилляторы. Видел ли кто такие в продаже, а то частенько слетают без защелок.

Комментарий от SerPauser [ Июнь 30, 2016, 16:25 ]
Комментировать
0
774 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector