No Image

Протяжка колес динамометрическим ключом

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 075 просмотров
20 августа 2019

Для того, чтобы правильно установить колеса, необходимо при помощи динамометрического ключа равномерно ослабить колесные болты и гайки до рекомендованного момента затяжки. Каждый автопроизводитель устанавливает собственное усилие затяжки колесных болтов, измеряемое в Ньютон-метрах (НМ). Момент затяжки колесных болтов автомобиля можно узнать из нижеприведенной таблицы.

Динамометрический ключ достаточно интересный и крайне полезный инструмент с фиксированным моментом затяжки. Он используется при проектировании строительных конструкций и объектов, где предполагается монтаж и демонтаж, для затяжки резьбовых соединений. Зачастую динамометрическим ключом удобно пользоваться при установке колес, он предотвращает повреждение головки болта или резьбы, а так же способствует надежному креплению колес, что необходимо для быстрого и надежного процесса. Этот инструмент отличается от обычных гаечных встроенным динамометром.

Применение динамометрического ключа

В последнее время на литые алюминиевые диски часто устанавливаются облегченные колесные гайки. Как не крути, но это достаточно мягкий металл, поэтому во избежание повреждений затяжка должна быть верно рассчитанной. Каждый производитель имеет свой момент затяжки, то есть усилие, которое следует приложить, чтобы не сорвать резьбу, но хорошо затянуть гайки колес. Динамометрическим ключом удобно и просто затягивать болтовые соединения. В технической литературе определенный момент обозначается Н*м, например, гайка, затянутая с моментом 10 Ньютон, который приложен к плечу длиной 1 метр (10 Н*м). Чтобы избежать спонтанного отворачивания, затяжка соединения должна быть надежной. Однако, следует делать это аккуратно, чтобы не сорвать резьбу и не деформировать поверхность.

Разновидности динамометрических ключей

В настоящее время ассортимент инструментов весьма широк. Автовладелец может выбрать, каким динамометрическим ключом ему удобнее пользоваться. В зависимости от операций, которые необходимо провести, подбирается нужный инструмент (20-360 Н*м). Погрешность любительского ключа, как правило, составляет около 5 %, для профессиональных – не превышает 1-3 %. Известны несколько разновидностей:

  • стрелочные, на рукоятке имеется шкала с делениями. Ключи просты по конструкции и относятся к дешевой категории инструментов. Однако, не стоит надеяться на надежность и точность показаний, которые могут отличаться от реальных в пределах ± 10 %. А также визуализация показаний допускает некую погрешность.
  • щелчковые или передельные, относящиеся к специализированному инструменту. В конструкцию входит муфта передельного момента, срабатывающие, если затяжка превысила заданный параметр.
  • электронные, имеющие цифровую шкалу и расширенные функции. Звуковое оповещение проводится при достижении необходимого значения.

Последовательность выполнения действий по затяжке

В конструкции каждого инструмента имеются свои особенности. Хотя определенный порядок действий использования распространяется на любое устройство и состоит из следующих этапов:

  • повернуть стопорную гайку по часовой стрелке и разблокировать рукоятку;
  • поставить ручку к требуемой отметке и установить подходящую силу нажатия;
  • начать заворачивать гайки и болты.

Например, для установления усилия на 56 Н*м требуется выполнить следующие действия:

  1. сопоставить деление 0 с отметкой 50 Н*м;
  2. установить ручку до нужной отметки;
  3. зафиксировать на 56 Н*м.

Стопорную гайку необходимо поворачивать по часовой стрелке и зафиксировать. Затяжка ключом проводится до характерного звукового сигнала.

Правила работы с ключом

Работать динамометрическим ключом довольно просто. Однако, при не квалифицированном использовании можно повредить инструмент. Чтобы исключить поломку, необходимо придерживаться нескольких правил. Итак, затяжка производится следующим образом:

  1. запрещается делать дозатяжку после щелчка, особенно при низком крутящем моменте;
  2. после долгого простоя инструмента для равномерного распределения смазки необходимо начинать работу с низкого уровня крутящего момента;
  3. запрещается поворачивать рукоятку в положении, когда стопорная гайка затянута;
  4. при очищении нельзя применять очистители, чтобы не повредить заводскую смазку;
  5. хранить ключи необходимо с низким значением крутящего момента;
  6. нельзя опускать и поднимать рукоятку ниже и выше допустимого значения.

Работа динамометрическим ключом помогает точно рассчитать прикладываемое усилие. Хотя важно учитывать факт, что затяжка подразумевает возникновение между крепежными элементами силы трения, следовательно, указанный параметр напрямую от нее зависит.

Как правильно работать с динамометрическим ключом

Чтобы не повредить инструмент, затяжка не должна проводиться после щелчка. Кроме того, нельзя бросать, стучать, отворачивать крепежные соединения или разбирать, следует оберегать от влаги. Продление срока службы эксплуатации возможно при бережном обращении с динамометрическим ключом. В момент затяжки требуется выдержать крутящий момент, то есть прилагаемое усилие, который зависит от трения на опорной поверхности гайки и в резьбе. Поскольку показатели значения силы трения значительно колеблются, болты также могут нагружаться по-разному, хотя затяжка производилась с одинаковым крутящим моментом. Чтобы правильно пользоваться динамометрическим ключом, необходимо:

  • определить из технической документации оптимальный момент затяжки.
  • проконтролировать калибровку ключа. Следует учитывать, что иногда шкала выражается в разных единицах измерения.
  • отрегулировать ключ, поставив требуемый момент затяжки и зафиксировать на инструменте на нужной отметке. Если потребуется, нужно перевести момент затяжки в нужную систему измерения. При указании производителем диапазона, а не конкретного показания, можно использовать промежуточное число. Например, при указанном диапазоне от 8 до 11 Н*м можно выбрать число 9. Удобно пользоваться динамометрическим ключом с функцией фиксации, что позволяет не волноваться о случайном изменении заданного положения.
  • установить элементы крепления в соответствующее положение и наживить их. Безусловно, все соединения должны быть чистыми и сухими, если не говорится о смазке элементов крепежа. При необходимости производитель укажет необходимость использования контрящего состава.
  • затянуть элементы соединения в установленной последовательности до нужного момента. Как правило, вначале затягиваются элементы крепления с большим диаметром резьбы.
  • проверить, как была выполнена затяжка.
  • снять фиксацию и убрать настройки. Инструмент нельзя оставлять в фиксированном положении.

Некоторые производители для дотягивания болтов указывают значения в градусах. Как правило, это значение применяется после определенного значения затяжки. В подобных случаях можно воспользоваться угломером или присоединить к гнезду колесо с градусами.

С какой последовательностью производить затяжку

Устройство сразу с несколькими крепежными элементами требует особого обращения, в противном случае возможна деформация поверхности. Следовательно, необходимо затянуть все гайки равномерно. Этого особенно следует придерживаться в соединениях, которые с высокими нагрузками сжатия, в частности, блок цилиндров. Некоторые производители указывают требуемую последовательность. При отсутствии подобной информации затяжку гаек динамометрическим ключом необходимо осуществлять от центра крест-накрест. Сначала болты затягиваются вручную, а потом используют инструмент до получения показателя момента затяжки. Следовательно, обеспечивается надежная и равномерная фиксация устройства и предотвращается деформация поверхности. Важные соединения, как правило, затягиваются динамометрическим ключом в несколько этапов.

Динамометри́ческий ключ – гаечный ключ со встроенным динамометром.

Назначение динамометрических ключей

Правила работы с динамометрическими ключами

Думаю, что многие знают о том, что большинство ответственных резьбовых соединений на автомобиле Лада Калина должны соответствовать определенному моменту затяжки. То есть, каждый такой болт или гайка должны затягиваться с определенной силой. Это нужно для того, чтобы:

  1. Не свернуть резьбу, как это довольно часто получается в практике отечественных автовладельцев. А то многие привыкли тянуть со всей силы, не задумываясь о последствиях. Я, кстати, тоже иногда тянул с такой силой крепления некоторых узлов и деталей, что приходилось нередко менять болты с гайками из-за свернутой резьбы.
  2. Во-вторых, для того, чтобы соединение было закручено достаточно жестко и не возникало самопроизвольного откручивания.

До недавнего времени необходимость в моментах затяжки для меня отсутствовала, но после эти данные стали для меня актуальными. Надеюсь, что и многим другим владельцам Калины они тоже будут полезны. Таблицу недавно нашел на просторах Интернета, да и во многих руководствах она есть, но чтобы не отправлять своих постоянных читателей на другой ресурс, решил все же выложить ее здесь. Думаю, что лишней эта информация никак не будет.

Как видите сами, перечень очень большой и кто-бы мог подумать, что даже для болтов колеса есть строго определенный момент силы и по правилам нужно использовать динамометрический ключ. Но теперь даже ради интереса, пройдусь по основным элементам своей Калины и проверю, насколько все соединения соответствуют данным, представленным в приведенных таблицах.

Что касается болтов головки блока цилиндров, то ее затяжка осуществляется в 4 этапа. Ниже приведен порядок действий более подробно:

  1. Затягиваем болты с моментом 20-25 Н*м
  2. Еще раз крутим каждый до 70-85 Н*м
  3. Тянем все болты на 90 градусов
  4. Последний прием — окончательно закручиваем еще на 90 градусов

Порядок и схему протяжки всех 10 болтов описывать здесь не буду. Все сделаю чуть позже, когда буду описывать процедуру по снятию и установке ГБЦ на своей Калине. Надеюсь, что в течение лета подготовлю данный материал и тогда уже все распишу все деталях и с подробными фотографиями ремонта.

Определенная степень закрутки резьбовых элементов выполняется с целью увеличения срока службы, прочности и повышению сопротивления различным влияющим факторам. Для каждого крепежного элемента есть определенная степень затяжки на каждом посадочном месте, рассчитывается она на основе нагрузок, температурных режимов и свойств материалов.

Например, при воздействии температуры металлу свойственно расширяться, при условии влияния вибрации — крепеж получает дополнительную нагрузку, и чтобы минимизировать ее, закручивать нужно с правильным усилием. Рассмотрим силу затяжки болтов, таблицы, методы и инструменты для проведения работ

Маркировка деталей

Этот параметр указывается на головке болта. Для деталей, выполненных на основе углеродистой стали с классом прочности — 2, указываются цифры через точку, например: 3.5, 4.8 и т. д.

Первая цифра указывает 1/100 номинального размера прочностного предела на разрыв, измеряется в МПа. Например, если на головке болта, указано — 10.1, то первое число означает 10*100 = 1000 МПа.

Вторая цифра — отношение пределов текучести к прочности, умножается на 10, по вышеуказанному примеру — 1*10*10= 100 МПа.

Предел текучести — это максимальная нагрузка на болт. Для элементов, выполненных из нержавеющей стали, наносится тип стали А2 или А4, и далее предел прочности. Например: А4—40. Число в данной маркировке характеризует 1/10 предела прочности углеродистой стали.

Единицы измерения

Основной величиной является Паскаль, единица измерения давления, механического напряжения, согласно международной системе «СИ». Паскаль равняется давлению, вызванному силой в один ньютон, равномерно распределяющейся по плоской к ней поверхности с площадью в один квадратный метр.

Рассмотрим, как конвертируются единицы измерения:

  • 1 Па = 1Н/м2.
  • 1 МПа = 1 н/мм2.
  • 1 н/мм2 = 10кгс/см2.

Моменты затяжки резьбовых соединений

Ниже приведена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Прочность болта, в Нм
Размер резьбы 8.8 10.9 12.9
М6 10 13 16
М8 25 33 40
М10 50 66 80
М12 85 110 140
М14 130 180 210
М16 200 280 330
М18 280 380 460
М20 400 540 650

Таблица усилия затяжки болтов для дюймовой резьбы стандарта США для крепежных деталей SAE класса 5 и выше.

Дюймы Нм фунт
¼ 12±3 9±2
5/16 25±6 18±4,5
3/8 47±9 35±7
7/16 70±15 50±11
½ 105±20 75±15
9/16 160±30 120±20
5/8 215±40 160±30
¾ 370±50 275±37
7/8 620±80 460±60

1 ньютон метр (Нм) равняется 0,1кГм.

ISO -Международный стандарт.

Моменты затяжки ленточных хомутов с червячным зажимом

В нижеуказанной таблицеприведены данные для первоначальной установки на новом шланге, а также для повторной затяжки уже обжатого шланга.

Размер хомута Нм фунт / дюйм
16мм — 0,625 дюйма 7,5±0,5 65±5
13,5мм — 0,531 дюйма 4,5±0,5 40±5
8мм — 0,312 дюйма 0,9±0,2 8±2
Момент затяжки для повторной стяжки
16мм 4,5±0,5 40±5
13,5мм 3,0±0,5 25±5
8мм 0,7±0,2 6±2

Как определить момент затяжки

  • С помощью динамометрического ключа.

Этот инструмент должен быть подобран таким образом, чтобы момент затяжки крепежного элемента был на 20−30% меньше, чем максимальный момент на вашем ключе. При попытке превысить предел, ключ быстро выйдет из строя.

Усилие на затяжку и тип стали указывается на каждом болте, как расшифровывать маркировку описывалось выше. Для вторичной протяжки болтов нужно учитывать несколько правил:

  1. Всегда знать точное необходимое усилие для затяжки.
  2. При контрольной проверке затяжки стоит выставить усилие и проверить в круговом порядке все крепежные элементы.
  3. Запрещено использовать динамометрический ключ как обычный, им нельзя производить закрутку деталей, гайку или закручивать болт до примерного усилия, контрольная протяжка производится динамометрическим ключом.
  4. Динамометрический ключ должен быть с запасом.
  • Без динамометрического ключа.

Для этого потребуется:

  • Ключ накидной или рожковый.
  • Пружинный кантер или весы, с пределом в 30 кг.
  • Таблица, в которой указывается усилие затяжки болтов и момент затяжки гаек.

Момент затяжки — это усилие, приложенное на рычаг размерами в 1 метр. Например, нам требуется затянуть гайку с усилием 2 кГс/м:

  1. Измеряем длину нашего накидного ключа, она, к примеру, составила 0,20 метра.
  2. Делим 1 на 0,20 получаем цифру 5.
  3. Умножаем полученные результаты, 5 на 2кГс/м и получаем в итоге 10 кг.

Переходя к практике, берем наш ключ и весы, прикрепляем крючок к ключу и производим затяжку до нужного веса, согласно описанного выше расчета. Но даже такой способ в итоге окажется лучше, чем тянуть от «руки — на глаз», с погрешностью, чем выше усилие, тем она меньше. Это будет зависеть от качества весов, но лучше все-таки приобрести специальный ключ.

Комментировать
0
1 075 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector