No Image

Адсорбер устройство и принцип работы

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 499 просмотров
20 августа 2019

• Качественный адсорбер – стабильная работа двигателя
• Как диагностировать неисправность адсорбера самостоятельно
• Причины неисправности автомобильного адсорбера
Любой автомобиль является достаточно серьезным источником, загрязняющим окружающую среду. Для минимизации такого эффекта автопроизводители используют множество технологий, снижающих количество вредных выбросов в атмосферу. К числу наиболее простых приемов повышения экологичности автомобиля можно отнести каталитический нейтрализатор и адсорбер паров топлива, которые не должны поступать в атмосферу. Этого требует стандарт евро-3. Кроме адсорбера топливных паров, многие современные авто оснащаются и каталитическими нейтрализаторами, снижающими токсичность выхлопа.

Принцип работы адсорбера топливных паров достаточно прост – он собирает пары топлива, отправляя его обратно на дожиг. Таким образом исключается возможность «выброса» паров бензина в атмосферу, а также обеспечивается более стабильная и устойчивая работа двигателя. Многие автовладельцы не знают, зачем нужен адсорбер и не считают его важным элементом топливной системы. На самом деле, кроме чисто «экологической» функции, он имеет еще одно важное практическое значение – поддерживает нормальное давление в топливном баке.
Избыточное давление в баке образуется вследствие активного испарения топлива, которое отмечается в двух случаях:
• при понижении атмосферного давления;
• при нагреве самого топлива, которое наблюдается в летний период под воздействием солнечных лучей, или же при возврате топлива, нагретого в моторе, но не использованного при сгорании.
При отсутствии адсорбера многие автомобилисты сталкиваются с проблемой затрудненного открытия крышки бензобака, которое наблюдается при повышенном в нем давлении.
Качественный адсорбер – стабильная работа двигателя
Чтобы ответить на вопрос для чего нужен адсорбер, нужно понять принцип его действия. Абсорбер в автомобиле является одной из важных составляющих замкнутой цепи топливной системы. Если одна из составляющих всей системы неисправна, или не полностью выполняет свои «обязанности», в двигатель поступает некачественная топливо-воздушная смесь, что неизбежно сказывается на расходе топлива, мощности двигателя, и приводит к его нестабильной работе, особенно заметной при попытках резкого ускорения.

Адсорбер устанавливается в моторном отсеке, и по виду напоминает небольшую канистру. Основное пространство внутри адсорбера в заводских условиях заполняется особым активированным углем, обеспечивающим высокое качество очистки воздуха от содержащихся в нем топливных паров. Адсорбер напрямую соединен с системой вентиляции, а с впускным коллектором сопряжение осуществляется через клапан адсорбера. Режим работы регулируется посредством электромагнитного клапана. Он в автоматическом режиме разблокируется сразу после того, как мотор прогреется до своей рабочей температуры. После этого начинается поступление паров горючего во впускной коллектор, где вследствие этого происходит качественное обогащение топливной смеси – это проясняет вопрос как работает адсорбер на авто.

В ряде случаев, когда техническому обслуживанию автомобиля уделяется недостаточно внимания, наполнитель в адсорбере сильно загрязняется, и уже не в состоянии обеспечить должного уровня фильтрации. Чтобы работа двигателя в этом случае была возможна, адсорбер для авто может быть оснащен специальным каналом, захватывающим «забортный» воздух. Такой принцип работы адсорбера позволяет обогащать топливную смесь даже при забитом фильтре. После проведения технического обслуживания и устранения этой неисправности – смены активированного угля, в камеры сгорания попадает уже смесь, обогащенная не чистым воздухом, а парами топлива, что позитивно сказывается на динамике работы двигателя.
Как диагностировать неисправность адсорбера самостоятельно

Как правило, каких-либо серьезных неисправностей с автомобильным адсорбером не возникает, что связано с его простой конструкцией и отсутствием серьезных нагрузок. Тем не менее, со временем фильтрующий слой забивается, о чем можно судить по ряду косвенных признаков. Первым и достаточно явным сигналом, говорящем о неисправности адсорбера является повышенное давление в бензобаке. При его открытии будет слышаться сильное шипение, а в ряде случаев крышку бака может просто вышибать, что чревато травмами для автовладельца.

Многие водители, которые не знают для чего нужен адсорбер в автомобиле, и что это такое, в вышеописанной ситуации поступают просто – несколько раз в день открывают бак, выпуская из него воздух. Более «знающие» могут совсем исключить адсорбер из топливной системы, не считая его важным элементом. Оба этих действия в корне не верны, поскольку отсутствие адсорбера, равно как и его неисправность существенно снижает мощность двигателя, появляются «плавающие» обороты на холостом ходу, заметно возрастает расход топлива.
Стоит понимать, что наличие адсорбера в автомобиле не только повышает его экологичность, но и приводит к экономии топлива, которое без этого элемента просто испарялось бы пока авто не используется. Это связано с тем, что при нагреве топлива, его пары «покидают» топливный бак, и первоначально попадают в сепаратор, задерживающий основную их часть. В нем происходит конденсация, и топливо в жидком виде возвращается в бак. Та же часть испарений, которая не успела конденсироваться, попадает уже в угольный наполнитель, где благополучно и остается, участвуя впоследствии в процессе обогащения смеси.

Причины неисправности автомобильного адсорбера
Если не принимать во внимание срок эксплуатации адсорбера, связанное с этим загрязнение активированного угля, наиболее распространенных причин образования проблем с этим узлом отмечается всего две.
1. Нарушение герметичности клапана при одновременном засорении трубки, соединяющий адсорбер с атмосферой. При этом отмечается невозможность запустить двигатель с первого раза – происходит это из-за переобогащения смеси парами бензина, поступающими в коллектор через неисправный клапан.
2. Засорение трубки, сообщающейся с атмосферой при нормальном состоянии клапана. При этом пуск двигателя происходит нормально, но как только он прогревается, и клапан адсорбера открывается, пары устремляются в коллектор под высоким давлением, мгновенно переобогащая смесь, что приводит к тому, что двигатель глохнет. При повторном пуске, когда избыточное давление паров в топливной системе ликвидировалось, он работает нормально.
Таким образом становится понятно, для чего нужен адсорбер в машине, и какую важную роль для нормальной работы мотора он играет. Неисправный узел можно заменить на новый, а можно попробовать и отремонтировать.

Для общей инфы нашел на просторах интернета.

Рассмотрим на простом языке, как работает адсорбер на автомобиле, какие могут быть неисправности адсорбера, а также, как просто проверить клапан адсорбера.

Многие автолюбители совершенно не знают, что такое адсорбер и уж, тем более, зачем он нужен и установлен ли он на их авто. Также большинство недооценивают этот узел и считают его второстепенным в устройстве автомобиля.

Заблуждения встречаются и в понимании принципа работы продувочного клапана адсорбера.

Работа адсорбера

Попробую кратко и понятно объяснить принцип работы адсорбера и клапана продувки. В интернете скудно описан сей узел и очень часто встречаются ошибочные мнения по принципу его работы.

Адсорбер, в первую очередь, предназначен для уменьшения загрязнения окружающей среды парами бензина. Всем известно, что бензин очень хорошо испаряется. Так вот, на автомобилях без адсорбера бензин испаряется в атмосферу, а на авто с адсорбером эти пары сжигаются в цилиндрах двигателя.

Принцип работы адсорбера на разных авто одинаков, разница лишь в форме и расположении адсорбера и клапана продувки. У некоторых он установлен в моторном отсеке, а, например, у Лачетти — под днищем возле заднего колеса, а клапан продувки — в подкапотном пространстве.

Пары топлива из бака попадают в адсорбер (емкость с активированным углем) через штуцер с надписью «TANK», где накапливаются, пока двигатель не работает. Второй штуцер адсорбера с надписью «PURGE» соединен трубкой с клапаном продувки адсорбера, а третий с надписью «AIR» соединен с атмосферой.

1- вентиляционный штуцер AIR, 2 — штуцер TANK трубки подвода паров топлива из бака к адсорберу, 3 — штуцер PURGE трубки отвода паров топлива от адсорбера к клапану

При остановленном двигателе электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается с впускным коллектором.

При работе двигателя электронный блок, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера свежим воздухом за счет разрежения во впускном трубопроводе. То есть пары высасываются из адсорбера.

Пары бензина смешиваются с воздухом и отводятся во впускной коллектор за дроссель и далее поступают в цилиндры двигателя.

Принцип работы адсорбера

Многие ошибочно считают, что при запуске двигателя на клапан адсорбера сразу подаётся напряжение и он открывается, продувая адсорбер. Даже видел «пособия» и «обучающие видео» по этому поводу. На самом же деле управление клапаном продувки осуществляется ЭБУ по специальным алгоритмам, основанным на показаниях датчиков температуры, расхода воздуха и т.д.

Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов ЭБУ и тем интенсивнее продувка.

Именно импульсы, а не просто подача напряжения! Поэтому есть такое понятие, как «скважность продувки адсорбера», которая находится в пределах от 0% до 100%.

Вот скважность продувки адсорбера в диагностической программе Chevrolet Explorer. За всю поездку это только первый сигнал ЭБУ на продувку, равный всего лишь 6%. Так что это сложный и важный процесс в работе двигателя.

Неисправности адсорбера

Случаи неисправностей двигателя по вине клапана адсорбера встречаются и на него обращают внимание только тогда, когда уже больше нечего менять

Поэтому диагностика и проверка работоспособности продувочного клапана адсорбера очень важна. Тем более она очень проста и не требует каких-то сверхъестественных знаний.

Клапан адсорбера. Как его проверить

Принцип проверки на большинстве автомобилей одинаков, но мы рассмотрим на примере Шевроле Лачетти.

Проблемы с клапаном продувки адсорбера можно разделить на несколько основных пунктов:

  • не приходят импульсы на клапан
  • неисправность обмотки клапана
  • заклинивание клапана в открытом положении
  • заклинивание клапана в закрытом положении

Проверить импульсы, проводку и обмотку клапана очень просто программой Chevrolet Explorer, во вкладочке «управление механизмами — тест клапана продувки адсорбера». При нажатии на кнопку «ВКЛ» в диаграмме программы мы увидим вот такие сигналы

Это означает, что ЭБУ дает команду на клапан. Вместе с этим от клапана будет исходить звук щелчков в такт с этими сигналами, что, в свою очередь, означает, что импульсы до клапана доходят и обмотка целая, так как клапан срабатывает.

Кстати, если у Вас ещё нет диагностического адаптера, тогда советую обязательно прочитать рубрику диагностики и приобрести адаптер.

Электрическая часть исправна. Это мы проверили. Но чтобы быть уверенными, что клапан не заклинил физически, его можно снять и проверить. Демонтируется он очень легко и на это у меня уходит не больше 30 секунд.

К клапану подключены две трубки и колодка с двумя проводами. Сам клапан даже не прикручен, а просто вставлен в своё рабочее место.

На фото одна трубка уже снята.

Чтобы снять клапан достаточно сдёрнуть две трубки, отмеченные зелёной и красной стрелкой(красная уже снята, а зелёная плохо видна с этого ракурса). Трубки снимаются просто и легко без всяких фиксаторов.

Затем нажать на металлический фиксатор и отстегнуть колодку проводов (показано желтой стрелкой)

После этого надавить на штуцер, показанный красной стрелкой и клапан выйдет из своего посадочного места

Клапан является нормально закрытым, то есть без подачи напряжения он не пропускает воздух. Нужно это проверить любым доступным способом — резиновой грушей, надувным шариком и т.п.

У меня под рукой оказался шприц и кусочек вакуумной трубки, оставшейся после замены трубок датчика абсолютного давления.

При перемещении поршня шприца должно ощущаться сопротивление, а сам поршень стремится вернуться в первоначальное положение, что означает герметизацию клапана. При снятии трубки со шприца должен прослушиваться характерный пшик. Значит клапан адсорбера закрыт герметично.

Осталось проверить только открытие клапана. Для этого берем два провода с такими мини-мамами

И подключаем к разъёму клапана адсорбера. Можно аккуратно и просто проводом без наконечника.

Передвигаем поршень шприца и подключаем провода к аккумуляторной батарее. При подключении должен раздаться тот самый пшик, это значит, что клапан открылся и сбросил давление.

Бывает такое, что клапан не открывается. Тогда его только менять на исправный.

Вот и все несложные методы, как проверить клапан адсорбера.

Всем Мира и ровных дорог.

Участники, которые лайкнули этот пост:

Подсветка приборов Лачетти

Не горит ближний свет Лачетти

Замена охлаждающей жидкости на Лачетти

Адсорбер и как проверить клапан адсорбера : 20 комментариев

Добрый вечер. На счет проверки все понял. Пока не совсем понятно на счет проблемы хлопков после остановки машины (машина обычно хорошо прогрета после длительной езды), часто такая проблема встречается. На сколько я понял многие грешат на угольный фильтр и пытаются его греть и размягчать уголь в нем. Хочется услышать ваше мнение по этому поводу. Спасибо)

Приветствую, Владимир. Проблема в том, что бак должен без особых препятствий сообщаться с атмосферой. В адсорбере есть трубка, которая сообщается с атмосферой.
Когда авто стоит, то избыток испарения бензина отводится в адсорбер. При поездке клапан адсорбера периодически открывается и отсасывает пары топлива. Одновременно с этим, через атмосферную трубку подаётся воздух.
Если воздух будет подаваться с сопротивлением, то в баке образуется разрежение от работы насоса и от открытого клапана адсорбера. После остановки насос останавливается и клапан закрывается, а в баке восстанавливается давление и слышно хлопок.
Фильтрующий элемент в адсорбере имеет свойство уплотняться и снижать пропускную способность. Также негерметичный клапан адсорбера может создавать повышенное разрежение. Учитывая логи, выложенные на форуме, где положение ДЗ составляет всего 1.6%, то очень может быть, что проблема в нарушении клапана адсорбера. Или, допустим, клапана вентиляции картера. Довольно часто я определяю подсосы отключением этих систем от впускного коллектора и глушу их штуцера. Если положение ДЗ становится около 3%, значит какой-то клапан не работает должным образом. Чаще всего виноват клапан системы вентиляции картера, но и клапан адсорбера тоже может доставлять проблемы. Особенно, если бак хлопает после остановки.

В общем смысл я понял. В первую очередь надо проверить клапан адсорбера на работоспособность. Там уже видно будет. Холопки есть, проблема по сути старая.

Проверил сегодня клапан адсорбера. Ниже приведу пару фоток проверки и лог. По проверкам все отлично с клапаном. По хлопкам остается только фильтр угольный. Его или менять или восстанавливать пробовать. Может есть когда этого фильтра? интересно сколько новый стоит.

Володь, для начала стоит попробовать его восстановить, потому что за новый просят около 2000 грн.
Номерок его 96553844

Да не мало так стоит… Будем пробывать восстанавливать. Читал что пытаются его греть и чуть-ли не ногами по нему ходить) может есть у кого практический опыт как над ним лучше поколдовать?

Практический опыт у меня есть. Но не на своём автомобиле. Хотя это сути не меняет.
Была такая проблема на универсале. Адсорбер даже снимать не пришлось.
У хозяина машины была ручная шлифовальная машинка. Мы залезли в смотровую яму и хорошенько приложились к адсорберу вибрацией от этой шлифмашинки. После этого проблемы ушли
Думаю, что и обычная ударная дрель сгодится.
Товарищ даже патент думал получить за устройство адсорбера вместе с вибратором. Нажал кнопку и вибратор восстановил сыпучесть адсорбера

Круто! А с ямы доступ к адсорберу удобный? Или лучше колесо снять? Хочу попробовать данную реанимацию

Да метода крутая! Буду обязательно пробовать

Для этих целей доступ к адсорберу из ямы очень удобный
Эту методу мы позаимствовали на заводе по переработке спирта и производству алкогольных напитков. Раньше приходилось частенько там бывать . Так вот там тоже используют угольные адсорберы для производственных нужд. И на адсорберах стоят вибраторы для возобновления сыпучести угольных гранул.
Правда сигнал на вибраторы подаётся строго 10-400 Гц. Но наша шлифмашинка тоже справилась отлично

Скажите, а как понять, что нужно восстанавливать угольный фильтр? Какие симптомы?

Сергей, чаще всего — это хлопки в бензобаке и характерное шипение при откручивании крышки бензобака.
При диагностике — при принудительном открытии клапана, датчик кислорода должен на это отреагировать. Если этого не произошло, тогда под проверку клапан и фильтр

Хлопки в бензобаке после остановки машины на пример на светофоре. Можно скать что такое впечатление что зимой не так сильно выражено а вот летом регулярно, хотя это относительно. Все никак руки до перфоратора не дотянуться… но очень хочется.

Андрей, здравствуйте.
По поводу клапана продувки адсорбера вопрос. Снял я его и проверил он механически исправен ( шпирцом не дуется, подаю напряжение на него от АКБ, открывается клапан и продувается).
Но когда в шевроле экспрорере нажимаю в меню управления механизмами на «ВКЛ» в меню продувки адсорбера, то нечего не происходит, вообще нечего, как был график 0 %, так и стоит дальше. Что это может быть? Как проверить, может ЭБУ не посылает сигналы на коннектор датчика продувки? Или сам угольный элемент закоксовался и поэтому нет реакции на тест продувки адсорбера?

Приветствую, Дмитрий. Клапан при этом тоже молчит?

Через программу, молчит..Напрямую к АКБ — цокает.

Я бы еще обратил внимание, дает ли ЭБУ команду на открытие клапана во время обычной поездки.
Также проверил бы наличие напряжения на первом контакте клапана при работающем двигателе. И проверил сопротивление провода от второго контакта клапана к 65 контакту ЭБУ

ЭБУ изредка по графикам да выдает от 2 до 6 % открытие.
Напряжение и сопротивление с подключенным клапаном через скрепки проверять, или просто в разъеме для клапана?

При контакте бензина с воздухом происходит выделение паров, которые, попадая в атмосферу, ухудшают экологию. Для их улавливания в вентиляционной системе бензобака устанавливается адсорбер. В ряде европейских стран применение этого устройства в автомобиле обязательно на законодательном уровне и определяется действием экологических стандартов Евро-2 и выше. Зная устройство адсорбер и зачем он необходим, вы сможете легко определить неисправности, а также лучше понять его преимущества.

Что такое адсорбер и система EVAP

Многие автомобилисты называют устройство для поглощения паров топлива «абсорбером», но это неправильно, поскольку название «адсорбер» происходит от латинских слов «ad» (в пер. — «на») и «sorbeo» (в пер. — «поглощаю»), что вместе означает «поверхностное поглощение» (аккумулирование на поверхности). В свою очередь, абсорбер осуществляет поглощение всем объемом и в данном случае не может быть использован.

Схема системы улавливания паров топлива

Поскольку наибольшее количество паров скапливается в топливном баке, то и располагается адсорбер недалеко от него. Фактически он является частью целой системы улавливания паров бензина (EVAP). Последняя состоит из следующих элементов:

  • Сепаратор паров бензина.
  • Адсорбирующий элемент — емкость с адсорбирующим веществом.
  • Вентиляционный клапан.
  • Электромагнитный клапан продувки адсорбера (располагается между адсорбером и впускным коллектором).
  • Трубопроводы и шланги для соединения с топливным баком, впускным коллектором и атмосферой.

Помимо основных элементов, система EVAP является частью системы бортовой диагностики OBD-II и включает целый ряд датчиков (топливных испарений, давления) и электронный блок управления (ЭБУ), приводящий в действие электромагнитный клапан.

Виды и принцип действия адсорбера

В зависимости от используемого вещества различают несколько видов адсорберов:

  • с неподвижным зернистым адсорбентом средних фракций;
  • с мобильным зернистым адсорбентом средних фракций;
  • с мелкозернистым адсорбентом, в котором нижний слой пребывает в состоянии кипения.

Наиболее популярен первый тип систем, в которых в качестве поглощающего компонента используется активированный уголь.
Адсорбер имеет три выхода для подключения трубопроводов. Первый предназначен для поступления паров бензина, второй соединен с электромагнитным клапаном, а третий с воздушным фильтром, что обеспечивает перепад давления, необходимый для продувки.

Как работает EVAP:

  1. Автомобиль находится в состоянии покоя, двигатель выключен.
  2. В топливном баке происходит естественное выделение паров бензина, которые поднимаются в верхнюю точку и скапливаются у горловины.
  3. В этой зоне бака располагается сепаратор, который отделяет жидкую составляющую, что оседает в виде конденсата и отводится специальными трубками назад в бензобак.
  4. Остатки паров, которые не осели в форме конденсата, проходят через паропровод, попадая в адсорбирующий элемент. Они постепенно аккумулируются на поверхности адсорбента.
  5. Водитель запускает двигатель и при достижении заданной частоты вращения коленчатого вала начинает работать электромагнитный клапан продувки адсорбера. Когда машина на холостом ходу, клапан не срабатывает.
  6. Через вентиляционный клапан в адсорбирующий элемент за счет перепада давления поступает воздух (между впускным коллектором и атмосферой), и выполняется продувка.
  7. Воздух и пары бензина из адсорбера подаются в камеру сгорания двигателя.

Признаки неисправности адсорбера

Основной неисправностью адсорбера является загрязнение поглощающего элемента, которое происходит естественным путем. В этом случае давление в баке повысится, поскольку испарения не будут отводиться. Характерным признаком этого будет шипение при открытии крышки бензобака. Падение оборотов двигателя, которое отмечают многие автомобилисты, также может являться причиной засорения адсорбера.

Еще одной важной неисправностью может быть нарушение герметичности электромагнитного клапана. В этом случае датчик адсорбера может выдавать ошибку «Check Engine» через систему диагностики. Признаком нарушения герметичности электромагнитного клапана является возникновение сложности запуска двигателя с первого раза, а также при неполном топливном баке. Исправить такую поломку можно в сервисном центре.

Комментировать
0
1 499 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector