No Image

Чем промыть радиатор охлаждения автомобиля

СОДЕРЖАНИЕ
0
800 просмотров
20 августа 2019

Промывка системы охлаждения двигателя – это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров. Если не промыть систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.

Ниже мы расскажем о том, как промыть систему охлаждения двигателя, для чего это нужно делать, и чем её лучше промывать в домашних условиях.

Зачем промывать систему охлаждения двигателя

Радиатор может быть загрязнен различными отложениями. Их тип зависит от того, что используется в качестве охлаждающей жидкости. Как правило, в охлаждающую систему заливают одно из двух:

Воду. Некоторые автомобилисты до сих пор заливают её в радиатор. Однако летом вода становится источником образования накипи, которая засоряет всю систему. А зимой она может просто замерзнуть и привести в негодность двигатель, радиатор и другие элементы охлаждающей системы.
Антифриз. Это специальная жидкость, предназначенная для охлаждения двигателя во время работы (подробней об антифризах читайте здесь). Однако с течением времени происходит его разложение, продукты которого оседают внутри охлаждающей системы и также могут доставить много неприятностей.
Исход такой ситуации предугадать нетрудно – постоянные перегревы мотора, отказ заводиться и так далее. Всё это приближает капитальный ремонт силового агрегата, поэтому необходимо время от времени проводить промывку системы охлаждения двигателя.

Но стоит ли ехать на СТО или можно её промыть самостоятельно? Естественно, отправить автомобиль на станцию будет оптимальным решением. Там работают квалифицированные специалисты, вооруженные необходимым инструментарием. Они смогут провести промывку охлаждающей системы в кратчайшие сроки. Другое дело, что подобные услуги стоят денег, к тому же придется на некоторое время расстаться с машиной.

Однако промыть систему охлаждения можно и самостоятельно. Это не слишком сложная процедура, так что, опираясь на рекомендации профессионалов, можно всё сделать своими руками в домашних условиях.

Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях?

Дистиллированной водой;
Подкисленной водой;
Специальными средствами для промывки системы охлаждения двигателя.
Выбор средства очистки зависит от состояния автомобиля.

Заниматься промывкой системы охлаждения двигателя нужно либо летом на улице, либо зимой в теплом боксе. Для начала слейте из системы старый антифриз – этот процесс очень подробно описан в инструкции по замене охлаждающей жидкости. Если кратко, то алгоритм действий следующий:

Если мотор горячий, ему надо дать возможность остыть.
Машину поставьте на ровную поверхность.
Для защиты рук от горячих элементов двигателя и системы охлаждения лучше одеть перчатки.
Откройте и зафиксируйте капот.
Под радиатором нужно поставить емкость для сбора старой охлаждающей жидкости.
Вывернув сливные пробки, слейте антифриз по очереди из двигателя и радиатора.
По виду слитой жидкости можно сделать выводы о состоянии системы охлаждения в целом. В слитом антифризе могут присутствовать разные частицы (накипь, ржавчина и тому подобное).

Промывка системы охлаждения двигателя дистиллированной водой

Естественно, что простую воду из-под крана для промывки системы охлаждения двигателя использовать нельзя. В ход должна идти исключительно дистиллированная вода или, на худой конец, кипяченая не менее 20 минут (она имеет в своем составе минимум солей).

Промывка системы охлаждения проводится элементарно:

Заливаете в радиатор дистиллированную воду.
Заводите машину и даёте ей поработать вхолостую порядка 15-20 минут.
Глушите двигатель и сливаете воду из системы охлаждения.
Такую процедуру надо повторять несколько раз, пока вода не станет чистой. Данный метод походит лишь в том случае, когда машина относительно новая, а в слитом антифризе не видно явных загрязнений.

Следующие два способа промывки будут на порядок эффективнее.

Промывка системы охлаждения двигателя подкисленной водой

В данном случае простая дистиллировка уже не поможет справиться с проблемой. Для промывки системы охлаждения необходимо будет самостоятельно приготовить слабокислый водный раствор на основе одного из следующих компонентов:

лимонная кислота;
молочная кислота;
уксусная эссенция;
каустическая сода.
При промывке этим способом есть один существенный недостаток – можно добавить слишком много кислоты, которая впоследствии просто разъест резиновые и пластиковые комплектующие системы охлаждения двигателя. Так что добавлять кислоту следует крайне осмотрительно.

Промывка выполняется следующим образом:

Готовый слабокислый раствор необходимо залить в систему охлаждения.
Завести двигатель на 15 минут, после чего заглушить его.
Сразу после этого жидкость сливать не нужно. Ей необходимо дать побыть внутри системы несколько часов.
Через 2-3 часа воду из системы сливают и повторяют операцию заново.
Всего нужно уделить промывке порядка 5-7 часов. После окончания процедуры остатки раствора удаляются из системы охлаждения при помощи финишной промывки дистиллированной водой.

Однако, учитывая высокую агрессивность того же раствора каустической соды или лимонной кислоты, мы не рекомендуем ними промывать систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения двигателя специальными средствами

Кислотные;
Щелочные;
Двухкомпонентные;
Нейтральные.
Дело в том, что в системе охлаждения встречаются два вида загрязнений: первый тип (накипь и коррозия) отмывается только кислотами, а второй (продукты разложения антифриза) – только щелочами.

Создать средство для промывки, которое содержит и кислотную, и щелочную составляющую не представляется возможным, так как кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Поэтому большинство средств для промывки систем охлаждения двигателя, продающиеся в магазинах – это либо кислотные, либо щелочные составы. То есть они удаляют либо одну часть загрязнений, либо другую.

Существуют также двухкомпонентные промывочные жидкости, которые действуют по очереди: сначала систему промывают первым компонентом, затем – вторым. Они более эффективны, но в то же время и стоят дороже, и времени на промывку требуют больше.

В последние годы появился новый класс средств для очистки. Они основаны не на кислотах и не на щелочах, а на системе катализаторов, и имеют нейтральный pH. Их принято ещё называть «мягкой промывкой». Нейтральные средства для промывки выпускаются как в виде присадок к антифризу, так и в виде концентратов охлаждающей жидкости.

Достаточно просто залить препарат «мягкой промывки» в расширительный бачок системы охлаждения, и после этого продолжать обычную эксплуатацию машины. За 1-2 тыс. км пробега такое средство отмоет все загрязнения, которые есть в системе, причем растворит их до коллоидного состояния, исключающего возможность забивания остатками загрязнений мелких трубок радиатора.

Этот вариант промывки является оптимальным, так как не приходится кипятить воду или готовить растворы. Кроме того, данные составы полностью соответствуют принятым нормам, а купить их можно в любом автомагазине. Такие средства не только полностью очищают систему охлаждения, но и делают это с нанесением минимального вреда двигателю.

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетили блога Автогид.ру. В статье можно будет узнать, как выполняется промывка радиатора автомобиля своими руками без посторонней помощи. Она относится к операциям по уходу за машиной и не требует использования специального оборудования. Все действия можно выполнить в домашних условиях. Не нужно обладать специфическими знаниями достаточно желания и немножко свободного времени.

Промывку радиатора автомобиля лучше выполнять выходным днём, когда есть свободное время. Спешка в этом случае плохой помощник, ведь пострадает качество выполняемой работы. Зачастую, если необходимо выполнить ремонт радиатора в случае его повреждения, то без промывки просто не обойтись. Это один из самых важных этапов подготовительного процесса. Внимательно прочитав статью, можно будет все промывочные операции выполнить оперативно и без потери качества.

Почему нужно промывать радиатор автомобиля?

Главная функция автомобильного радиатора заключается в поддержании оптимального уровня температуры циркулирующей охлаждающей жидкости двигателя. Он является частью системы охлаждения мотора. Его расположение в передней части машины обусловлено тем, что он, пропуская сквозь себя большие потоки воздуха во время движения, отводит избыточное тепло от двигателя.

Если разрезать радиатор машины пополам можно увидеть, что он состоит из трубок и большого количества тонких пластин. Это не причуда конструкторов изделия. Таким образом, достигается максимальная площадь соприкосновения с воздухом для эффективного отвода избыточного количества тепла.

Постоянно циркулирующая при работе мотора охлаждающая жидкость прилично нагревается. Перемещаясь через большое количество пластин в радиаторе, она отдаёт огромное количество тепла в окружающую среду. Температура охлаждающей жидкости понижается до приемлемого уровня. После этого она снова направляется к двигателю машины для его охлаждения.

Со временем снаружи и внутри радиатор автомобиля загрязняется, что значительно снижает эффективность его работы.

Можно выделить несколько причин загрязнения автомобильного радиатора:

Нас окружает огромное количество пылевых частиц. В спокойном состоянии они незаметны для человеческого глаза. Стоит подняться ветру и миллионы микроскопических частиц образует пылевой облако.

Во время движения с потоками ветра поверхность радиатора контактирует с огромной массой пыли. Большое количество частиц остаётся на поверхности пластин и трубок. Сочетание пыли, влаги и ветра образует причудливую смесь, обильно покрывающую поверхность изделия.

Во время работы мотора поверхность радиатора нагревается, и липкая грязь прочно и надёжно пристаёт к пластинам. Эффективность теплоотдачи существенно снижается и замедляется. Значит, качество охлаждения двигателя автомобиля уменьшается.

Насекомые.

Вместе с потоками ветра навстречу движущейся машине устремляются насекомые. Часть из них остаётся навсегда на решётке радиатора, но многие долетают к поверхности радиатора. Очень часто он бывает покрыт массой засохших трупов насекомых.

Особенно активно загрязнение насекомых происходит летом в ночные часы. Они летят на свет автомобильных фар и находят свою смерть под капотом автомобиля. Качество отведения избыточного тепла от мотора ухудшается в зависимости от степени загрязнения радиатора.

Охлаждающая жидкость.

Многие водители годами не меняют охлаждающую жидкость, и она постоянно циркулирует в системе. Это неправильный и вредный подход для автомобильного радиатора. Подвергаясь в процессе работы воздействию высоких температур, она теряет не только свои качественные характеристики, но и загрязняется.

Циркулируя в системе охлаждения и контактируя с внутренней поверхностью радиатора, охлаждающая жидкость оставляет в его многочисленных элементах частицы грязи. С годами процесс загрязнения усиливается и страдает, прежде всего, эффективность работы радиатора. Внутреннее загрязнение радиатора опаснее, так как его невозможно определить визуально.

Промывка радиатора автомобиля своими руками

Загрязнение радиатора не только опасно перегревом мотора. Многочисленные посторонние элементы на его поверхности могут стать катализатором коррозийного процесса. Он постепенно начинает разрушать материал радиатора тем самым вызывая течь охлаждающей жидкости.

Именно поэтому очень важно своевременно и качественно выполнить промывку радиатора автомобиля своими руками. Специалисты рекомендуют чистить радиатор внутри и снаружи не реже одного раза в год. Это оптимальный период времени для его обслуживания и поддержания максимальной работоспособности.

Можно выделить 2 способа промывки радиатора автомобиля:

Внутренняя промывка.

Радиатор чистится внутри от загрязнений. Используются специальные средства для удаления накипей и посторонних элементов внутри радиатора.

Порядок выполнения действий следующий:
  • двигатель автомобиля надо заглушить;
  • открыть капот автомобиля и дождаться охлаждения мотора;
  • слить охлаждающую жидкость из системы (сливное отверстие находится в нижней части радиатора);
  • залить в систему дистиллированную жидкость (как правило, достаточно 5-7 литров в зависимости от модели автомобиля);
  • запустить двигатель машины и дать ему возможность проработать порядка 20 минут;
  • снова слить и залить дистиллированную жидкость;
  • операцию повторять не менее 3-х раз.

Обязательно к дистиллированной жидкости, заливаемой в систему охлаждения надо добавлять средство для очистки радиаторов. Эффективность промывки возрастает в несколько раз. Дозировка химического вещества будет указана на инструкции. Её нужно соблюдать для предотвращения нанесения вреда системе охлаждения.

Внутренняя промывка радиатора автомобиля своими руками позволяет очистить систему от шлаков, накипи, ржавчины и осадка антифриза. Улучшается проходимость трубок системы охлаждения и усиливается циркуляция антифриза. Специальный состав очищающего вещества безвреден для пластиковых, резиновых и металлических элементов.

После использования очищающего вещества специалисты рекомендуют выполнить контрольную промывку системы. Используется обыкновенная чистая дистиллированная вода. Зачастую остатки чистящего вещества провоцировали возникновение коррозии внутри радиатора автомобиля. После очистки внутренних элементов радиатора можно приступать к следующему этапу.

Наружная промывка радиатора автомобиля.

Очищение загрязнений снаружи радиатора позволяет увеличить эффективность охлаждения мотора на 20-30 процентов. Если весной, зимой и осенью актуальность очистки радиатора не очень высока, то летом все проблемы начинают вылезать наружу.

Начинать второй этап чистки радиатора от загрязнений нужно после окончания первого этапа выполнения работ.

Его можно разделить на следующие составляющие:

  • демонтаж переднего бампера автомобиля (в отдельных моделях машин невозможно снять радиатор без демонтажа бампера);
  • демонтаж радиатора автомобильного;
  • основная задача удалить с его поверхности прилипший мусор;
  • используется минимойка (тип Кёрхер);
  • струёй воды под давлением удаляется с поверхности радиатора пыль, грязь и насекомые.

Удобный и быстрый способ привести радиатор в порядок. Если нет под руками минимойки, можно использовать обыкновенный резиновый шланг.

Самое главное не переусердствовать с давлением воды для того, чтобы не деформировать пластины радиатора. После завершения водных процедур надо высушить радиатор автомобиля естественным путём. Только убедившись в том, что нет остатков воды, его можно монтировать на место.

Радиатор устанавливается на своё прежнее место. Для пущей уверенности специалисты рекомендуют менять шланги системы. Особенно если ранее очистка радиатора не выполнялась. После установки его на место можно заполнять систему антифризом. Обязательно надо запустить мотор на 20-30 минут и проверить работоспособность радиатора и системы. На этом промывку радиатора машины можно считать законченной.

Средства для промывки радиатора автомобиля

В продаже можно найти большое количество средств промывки радиатора машины собственными силами. Специалисты рекомендуют выбирать средства среднего ценового диапазона.

Можно выделить следующие распространённые средства для внутренней очистки радиатора:

1. BARDAHL COOLING SYSTEM FAST FLUSH, стоимость 6-7$ долларов США.

Ёмкость средства 300мл. Одной баночки хватит для промывки всей системы охлаждения мотора. Отлично растворяет и удаляет ржавчину, накипь, грязь и окалину. Действует очень быстро. Очищает радиатор автомобиля без необходимости его демонтажа.

Можно использовать во всех типах двигателей. Полностью безвредна для резины, пластика и металла. Благодаря невысокой стоимости пользуется популярностью. Небольшой расход и высокая эффективность.

2. Kuhler-Reiniger, стоимость 10-12$ долларов США.

Объём средства составляет 300мл. Эффективно удаляются все типы загрязнений внутри радиатора автомобильного. Популярное и современное средство удобное для применения. Не требует специальных навыков для использования. Химически разлагает загрязняющие радиатор вещества.

Кроме всего прочего, он обеспечивает защиту от коррозии и нейтрализует опасные кислоты. Одного флакона средства достаточно для промывки системы охлаждения мотора объёмом 10 литров.

3. Verylube, стоимость 3-5$ долларов США.

Эффективное средство для очистки радиатора автомобильного. За короткий срок полностью очищает систему охлаждения мотора. Не требует специальных знаний для выполнения работ. Удобная и экономичная упаковка. Образует антикоррозийную плёнку на внутренней части радиатора.

Заключение

Промывка радиатора автомобиля своими руками даёт возможность не только сэкономить денежные средства, но и продлить срок использования радиатора. Если не уделять должного внимания уходу за радиатором он достаточно быстро придёт в негодность и потребует замены.

Двигатель внутреннего сгорания подвергается воздействию высоких температур при эксплуатации. Конструкция ДВС предусматривает охлаждающую систему (ОС). Принцип работы заключается в циркуляции жидкости в радиаторе и трубопроводах. При длительной работе на стенках охлаждающей системы образуются засоры в виде солевых отложений, окислительного осадка и грязевых скоплений. Забивка каналов радиатора и технологических патрубков приводит к перегреву и преждевременному износу поршневой группы.

Промывка системы охлаждения двигателя — важная регулярная процедура, необходимая при прохождении ТО. Контролирование объема антифриза в системе (поддержание среднего уровня в расширительном баке) и чистка технологических каналов специальными средствами обеспечат оптимальную температуру и продолжительную работу ДВС.

Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, что лучше — тосол или антифриз.

Более подробную информацию о том, как правильно разводить концентрат антифриза, вы сможете найти в материале нашего эксперта.

Когда необходимо промывать систему охлаждения двигателя

О загрязнении технических каналов ДВС свидетельствует постоянная работа вентилятора на радиаторе охлаждения и сбои в работе отопительной системы. Устранить проблему необходимо в кратчайшие сроки. Это можно сделать своими руками.

О потребности промывки системы охлаждения двигателя свидетельствует ряд признаков:

  • регулярные перегревы и проблемы с последующим запуском силового агрегата;
  • замедленный отклик на сигнал реостата;
  • высокие показания датчика температуры охлаждающей жидкости после запуска двигателя;
  • работа помпы с постоянными перебоями;
  • изменение оттенка охладителя в бачке.

При возникновении подобных признаков необходимо незамедлительно сменить жидкость для промывки системы охлаждения двигателя.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой подробно описывается система охлаждения ВАЗ-2110.

Также советуем внимательно изучить статью нашего эксперта, посвящённую описанию системы охлаждения ВАЗ-2107.

Очистить систему можно бытовыми средствами или специальными химическими присадками.

Причины забивания системы охлаждения двигателя

Рабочая охлаждающая жидкость имеет склонность к «выкипанию». В системе циркулирует тосол, дистиллированная вода или антифриз — это рабочие охладители, которые контролируются по отметкам в бачке и периодично доливаются. Перегрев и выкипание приводит к потере свойств охлаждающей жидкости (ОЖ), образованию налета в трубопроводах и на внутренних стенках радиатора.

О том, как происходит замена охлаждающей жидкости, вы сможете узнать из подробного материала нашего специалиста.

Рекомендуем дополнительно прочитать статью нашего эксперта, в которой он рассказывает о том, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Возможные причины забивания:

  • пыль и механические вкрапления;
  • химические отложения;
  • образование солей (при доливке обычной воды);
  • коррозия материала внутренних элементов СО с выпадением в закупоривающий осадок.

Изменение цвета и запаха — сигналы для замены дистиллята. При изменении консистенции, появлении посторонних вкраплений или образовании загрязненой эмульсии необходимо немедленно воспользоваться средствами для промывки системы охлаждения двигателя.

Общие правила

Мягкую промывку системы охлаждения двигателя можно произвести дистиллированной водой. Для удаления накипи со стенок трубопроводов потребуются специальные растворы.

Автомобиль устанавливают на площадку. Процесс начинают со слива старой ОЖ. Внизу радиатора и на блоке цилиндров откручивают специальные сливные пробки. Отработанный антифриз или тосол сливают в предварительно подставленную емкость.

Систему промывают дистиллированной водой или слабым специальным раствором. Для приготовления понадобится один из компонентов:

  • сода;
  • уксус;
  • лимонная или молочная кислота.

Иногда используют «Кока-Колу», но следует внимательно отнестись к такому процессу. «Кола» агрессивно воздействует на внутренние стенки радиатора.

Двигатель понадобится завести и погонять жидкость около 10 минут. По завершении процесса нужно промыть ОС дистиллированной водой, а потом залить новый тосол или антифриз.

Промывка домашними средствами

Профилактические работы по устранению накипи и грязи проводят раз в 6-12 месяцев. В советское время проводилась регулярная чистка технических каналов «подкисленной» водой. Использовалась пищевая сода, лимонная кислота и уксус. Раствор делали небольшой концентрации, чтобы внутренние стенки не окислялись в агрессивной среде. Работы проводились осмотрительно, с учетом загрязненности каналов. Такие способы остаются актуальными и сегодня, а процесс демонстрирует нужный эффект.

Если не промывать систему охлаждения, можно столкнуться с неприятными проблемами:

  • поломкой подогревателя дистиллята;
  • нестабильной работой печки отопления;
  • закупоркой водяного насоса.

Чтобы избежать плачевных последствий, нужно разобраться, чем промыть систему охлаждения автомобиля. Современные методы чистки на крупных СТО основаны на применении специальных дорогих составов. Их спектр использования рассчитан на удаление всех возможных загрязнений, позволяет избавиться от органических отложений и ржавчины.

Присадки производят на основе двухкомпонентных составов. Встречаются нейтральные варианты, состоящие из кислотного или щелочного раствора. Присадки предусматривают направленное действие на устранение конкретного вида загрязнения.

Промывка дистиллированной водой

После слива старой ОЖ систему заполняют дистиллированной водой.

  • закрыть клапаны на радиаторе и блоке цилиндров;
  • завести автомобиль;
  • подержать двигатель в режиме холостого хода — до 20 мин;
  • дождаться охлаждения и произвести повторную процедуру.

Промывка считается завершенной, когда дистиллят на выходе очистится от посторонних включений. Данный метод позволяет вымыть скопившуюся грязь, но не очистит каналы и внутренние плоскости от отложений.

Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

Необходимо подготовить концентрированный раствор. Расчет производится в оптимальной пропорции — 200 граммов лимонной кислоты на 10 литров кипяченой воды. Состав заливают в расширительный бачок до полного заполнения системы, но не выше максимального уровня.

Температуру ОЖ контролируют на датчике. Реакция расщепления накипи эффективна при t в 80 градусов. После охлаждения двигателя повторите процесс с меньшей концентрацией раствора (100 г на 10 литров воды). Следующая промывка проводится чистой водой, а после заливается антифриз или тосол.

Промывка уксусной кислотой

Эффективна процедура и столовым 9%-ным уксусом. Бутылку 0,5 л растворяют на ведро кипяченой воды. Процедура состоит из этапов:

  • прогреть двигатель около 30 мин;
  • оставить заправленную систему минимум на 8 часов или на ночь;
  • слить отработанную жидкость и сделать промывку дистиллятом.

Промывка молочной сывороткой

Вариант с молочной кислотой или сывороткой — эффективный способ очистки ОС. Автомобилю понадобится проработать в активном режиме (на средних оборотах двигателя) около получаса или проехать 40-50 км без остановки.

Сыворотку заливают в радиатор в чистом виде, без разбавления водой. После промывки залить воду и повторно проехать 5-10 км. Это необходимо для удаления запекшихся молочных продуктов в технологических каналах. Убедившись в очищении ОС, залейте чистый дистиллят.

Промывка раствором соды

Чистка содой — тщательная и особенная процедура. Халатный подход может привести к чрезмерному окислению металлических и резиновых деталей. К процедуре прибегают 1 раз в году или после прохождения километража в 50-60 тыс. км. Особое внимание уделяют соотношению компонентов комбинированного раствора:

  • 3 % каустической соды;
  • 7-10 % кальцинированной соды;
  • 85-90 % кипяченной или дистиллированной воды.

После заполнения системы понадобится проехать на автомобиле до 100 км, но не следует оставлять содовый раствор в радиаторе больше 1 суток.

При использовании раствора гидрокарбоната натрия понадобится тщательно промывать систему несколько раз. Убедившись в окончательной очистке от загрязнений и отложений солей, залейте новый дистиллят.