Городские дороги и улицы — крупная составная часть городского хозяйства, требующая значительных затрат на содержание и дальнейшее развитие. В современных условиях масштабы и темпы дорожного строительства существенно влияют на развитие всех отраслей городского хозяйства, удовлетворение потребностей города в грузовых и пассажирских перевозках, размер транспортных затрат. Кроме того, развитие улично-дорожной сети тесно связано с формированием архитектурно-планировочного облика города, улучшением санитарно-гигиенических, культурно-бытовых и эстетических условий проживания городского населения. Улично-дорожная сеть является наиболее устойчивым элементом города. Во многих городах до наших дней сохранилась планировочная структура улиц, образовавшаяся много веков назад.
Территория, занимаемая дорогами и улицами в современном городе, используется не только для движения транспорта и пешеходов, но и для прокладки различных инженерных сетей, размещения зеленых насаждений и т. д. Многоплановое назначение городских дорог и улиц требует их опережающего развития и отвлечения на эти цели крупных средств из государственного и городского бюджетов.
Развитие каждого города и его дорожно-транспортной сети в условиях социалистического хозяйства происходит в плановом порядке. Городское дорожное хозяйство развивается пропорционально другим отраслям города, с учетом его размеров и природно-климатических особенностей.
Для наиболее рационального и эффективного использования ресурсов, выделяемых на дорожное строительство, необходима своевременная и качественная подготовка всех элементов городского строительного комплекса, а именно: разработка всесторонне обоснованных перспективных и текущих планов капитального строительства, обеспечение строительства необходимой проектно-сметной документацией, трудовыми, материально-техническими, энергетическими и финансовыми ресурсами.
Улично-дорожная сеть городов крайне неоднородна. В зависимости от размеров города, его планировки, объемов и интенсивности движения она может состоять из скоростных дорог, дорог и улиц магистрального или местного значения, городских площадей, автостоянок и т. д.
Сеть городских дорог и улиц постоянно развивается как в количественном, так и в качественном отношении. Например, в последние годы начали строить дороги специально для грузового транспорта, осуществляющего перевозки между промышленными и коммунально-складскими зонами города. Другим примером может служить появление улиц и дорог, предназначенных преимущественно для пешеходного или велосипедного движения. Строительство дорог и улиц со строго определенными функциями способствует более эффективному использованию городской территории, уменьшает вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшает условия проживания и обслуживания городского населения.
Городские дороги и улицы являются, как правило, сложными инженерными сооружениями. Их строительство связано с устройством проезжих частей, тротуаров, мостов, путепроводов, тоннелей, пешеходных переходов и т. п. Для обеспечения безопасности движения в темное время суток городские дороги оборудованы средствами освещения. Зеленые насаждения, устраиваемые вдоль улиц и дорог, снижают уровень шума и вибрации, улучшают санитарно-гигиенические и эстетические показатели. Современные дороги оборудованы новейшими средствами для регулирования движения транспорта и пешеходов, необходимыми знаками и маркировочными линиями.
Важное значение при строительстве городских дорог и улиц придается устройству дренажа, обеспечивающего надежную эксплуатацию дорожных конструкций.
Повышение уровня автомобилизации и рост интенсивности городского движения вызывают необходимость значительно расширить площади, необходимые для размещения улиц, дорог, автостоянок, гаражей, что в условиях плотной застройки сделать довольно трудно. Особенно сложно это сделать в центральной части крупных городов. Решить эту проблему в значительной степени позволяет интенсивное использование подземного пространства городов, т. е. сооружение подземных транспортных тоннелей, автостоянок, гаражей, пешеходных переходов и т. д.
Содержание:
Дорожное строительство включает в себя проектирование, сооружение, а также ремонт и обслуживание автодорог, подъездных дорог, улиц. Дорожно-строительные работы ведутся с применением специальных технологий и привлечением оборудования, дорожной техники.
Типы автомобильных дорог
Автомобильная дорога – это протяженная качественная дорога, имеющая высокую пропускную способность. Среди автомобильных дорог в зависимости от условий движения на них выделяют:
- Автомагистрали с разделенными полосами движения, развязками, обеспечивающие прямое сообщение транспорта между населенными пунктами.
- Скоростные дорогис контролируемым доступом и разделенными полосами движения, а также развязками.
- Обычные дороги– они могут не иметь разделительной полосы.
Устройство дорожного полотна
Дорога является сложным инженерным сооружением. В организации дорожного полотна выделяют следующие конструктивные элементы:
- Проезжая часть– главный элемент дороги, по которому движется автотранспорт.
- Разделительная полоса– ограничивает движение в каждом направлении.
- Обочина– поддерживает полотно, также предназначена для остановки автомобилей, передвижения пешеходов.
- Кювет— представляет собой укрепленную траншею и предназначен для отвода воды.
Прочность дорожного полотна должна соответствовать нагрузкам, которые оно испытывает. Кроме этого, необходимо обеспечить удобное и безопасное передвижение транспорта.
Устройство автомобильной дороги происходит с учетом рельефа местности. Земляные работы, проводимые в самом начале, обеспечивают устойчивое положение насыпной части дороги – дорожной одежды. Дренажные открытые и открытые сооружения в виде канав, траншей служат для отвода воды.
Этапы строительства
Строительство дороги можно разбить на этапы:
- Подготовительный этап.
- Сооружение земляного полотна. На этом этапе с земли удаляют плодородный слой и подготавливают дорожное основание, устраивая насыпь, уплотняя грунт и укрепляя откосы.
- Введение специальных прослоек в земляное полотно. Данные мероприятия основаны на особенностях рельефа и грунта, улучшают морозоустойчивость, дренирующие свойства и иные параметры насыпи.
- Сооружение дорожной одежды: покрытия, основания и промежуточных слоев.
- Асфальтирование.
Дорожная одежда
Дорожная одежда состоит из нескольких слоев и предназначена для того, чтобы принимать на себя нагрузку движущихся транспортных средств. Типы дорожной одежды комбинируют на основе сочетаний дорожно-строительных материалов, с учетом требований нормативных документов.
Дорожная одежда состоит из:
- нижней части — слоев основания и
- верхней части — слоев покрытия.
На верхние слои покрытия приходится основная нагрузка. По этой причине они подвержены разрушениям – таким, как:
- трещины,
- проломы и выбоины,
- колейность,
- волнообразные деформации.
В основании дорожной одежды напряжение гасится. При необходимости сооружают дополнительные его слои с применением песка, грунта, вяжущих и различных добавок. Они могут повышать морозоустройчивые и гидровыводящие характеристики дороги, придавать ей особую прочность.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
, научный руководитель, к. т.н., доцент
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств. По словам : «Одним из основных условий нормальной работы автомобильного транспорта является хорошее состояние дорог».
Вопросам повышения долговечности асфальтобетонных покрытий в настоящее время уделяется особое значение. Поэтому считаем целесообразным рассмотреть некоторые внешние факторы. В настоящее время в Казахстане около 68 % автомобильных дорог требуют капитального ремонта и реконструкции, в хорошем и удовлетворительном состоянии находится около 11 %, в неудовлетворительном состоянии 21 % [1].
Воздействие транспорта и погодно-климатических условий приводят к износу поверхности дорожного покрытия, заключающемуся в отслаивании частиц асфальтобетона, а это является причиной шелушения, выкашивания и образования выбоин и трещин (рисунок 1).
Рисунок 1 – Трещины и выбоины на дорогах
Особенно активно образуются выбоины в осенне-зимний период из-за частого чередования положительных и отрицательных температур.
Основными внешними факторами, влияющими на долговечность, структуру и свойства асфальтового бетона, являются: механические, водная среда и ветер.
Механические факторы могут постепенно или резко изменять структурно-механические свойства асфальтового бетона в зависимости от величины и скорости приложения нагрузок.
При ветре происходит быстрее замораживание воды из покрытия, что приводит к снижению скорости релаксации напряжений и повышению хрупкости покрытия с образованием в нем дополнительного количества трещин [2].
Проникновение воды в асфальтовый материал и битум практически трудно предотвратить, но можно затормозить проникновение, уменьшить количество и ослабить эффект воздействия воды на материал. Отрицательное влияние водной среды усиливается при циклическом замораживании и оттаивания асфальтового материала. Зависимость морозостойкости от асфальтобетона показана на рисунке 2.
Рисунок 2 – Изменение коэффициента морозостойкости в зависимости от начальной пористости асфальтового бетона
Где Км – коэффициент морозостойкости; 1 – обычный асфальтобетон; 2 – с повышенным содержанием битума.
Самыми важными климатическими факторами следует признать температуру и влажность окружающей среды. Особенно неблагоприятны для покрытия холодные периоды года, большое значение имеет быстрота понижения температуры, частота колебаний температуры наружного воздуха, а также степень увлажненности покрытия от осадков.
Для эффективного содержания автомобильных дорог необходимо: предотвратить образование зимнего обледенения, а для этого распределять противогололедные твердые и жидкие материалы; очистить проезжую часть и тротуары от снега.
К основным составляющим качественного содержания дорог относятся: современная высокоэффективная техника, высокоэффективные механизмы при максимально возможном высвобождении ручного труда; новая методология эксплуатации – меньше материалов, выше их качество и отдача.
1. , Современные проблемы транспорта Казахстана и пути их решения. // XI Сатпаевские чтения. 2011, март. С. 235-240.
2. Рыбьев бетоны: Учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 1969. – 395 с.