Грунтование – одна из самых важных ступеней в защите металла от вредоносной окружающей среды. Рассмотрим, какими составами происходит грунтовка автомобиля своими руками и стоит ли покупать грунт-аэрозоль.
Слои ЛКП
Чтобы понять предназначение грунтовки, важно рассмотреть состав ЛКП автомобиля. Ведь суть покраски своими руками в том, чтобы максимально приблизиться к заводскому покрытию. На каждую новую металлическую деталь наносятся следующие типы покрытий:
- первичный грунт (фосфатный либо катафорезный). Применяется как первая ступень антикоррозионной защиты кузова;
- вторичный грунт (наполнитель). Служит выравнивающим слоем и демпфирующей подушкой для последующих ступеней покраски;
- краска. Благодаря пигментам придает детали цвет. Защитных функций не имеет;
- лак. Служит дополнительным защитным слоем кузова, придает глубину и блеск цвету.
Теперь подробней рассмотрим виды материалов, которые можно использовать при защите порогов и обработке днища.
О компонентах
По типу составов существуют два основных типы грунтовок:
- однокомпонентные;
- двухкомпонентные.
Дополнительный компонент, отличающий эти виды – это отвердитель. Однокомпонентные материалы очень долго сохнут, поэтому сейчас практически не используются. Если для обработки, к примеру, порогов вы покупаете аэрозоль, то это всегда будет двухкомпонентная грунтовка. Материалы, наносимые с помощью краскопульта, перед покраской нужно будет развести. Пропорции использования растворителя и отвердителя регламентируются инструкцией.
Первичные грунтовки
Технология катафорезной обработки кузова является сложным химическим процессом. Пытаться повторить такой тип заводской обработки своими руками не имеет смысла. Именно поэтому начнем с фосфатирующих грунтов. Состав таких материалов включает фосфорную кислоту, вкрапления хроматов и фосфатов цинка либо свинца, которые, вступая в реакцию с металлом, образовывают слой труднорастворимых фосфатов.
Также вы можете услышать о «реактиных» либо «травящих» типах материалов. Все эти 3 названия применяются для обозначения первичного типа грунтов. Обобщенно их еще называют кислотными.
Применение
Особенностью всех первичных покрытий является небольшая толщина слоя. Порядка 8-12 мкм, что является наименьшим показателем среди всех слоев ЛКП. Именно поэтому этот вид покрытия не скроет риску, набитую абразивом, либо поры после чистки очагов коррозии.
Наносить кислотный грунт нужно на «голый» металл, бывшие очаги коррозии. Поскольку остаточный слой очень тонкий, шлифовать его ни в коем случае нельзя (очень легко оттереть). Вы сразу сотрете защитное покрытие. Именно поэтому реактивные грунты всегда дополнительно покрываются наполнителем.
На первичное покрытие не должна наноситься шпаклевка. Пероксид дебинзенола, который служит отвердителем большинства шпаклевок, вступает в реакцию с фосфатирующим покрытием, вследствие чего утрачивается вся сила химического состава. Схожий эффект даст эпоксидная грунтовка, которая будет нанесена на травящий грунт.
Для локального ремонта кузова лучше выбрать аэрозоль. Если вы купили первичный грунт в баллончике от непроверенного производителя, лучше испытать его перед покраской. Так как возможно «подрывание» последующих слоев, вследствие несовместимости отдельных компонентов. Время высыхания порядка 10-20 мин.
Фосфатирующие грунты желательно применять при борьбе со ржавлением порогов, покраске незащищенного металла днища.
Грунты эпоксидного типа
Эпоксидная грунтовка может быть применена, если кузов авто не имеет очагов коррозии. При больших площадях ремонта (к примеру, днища) мы не рекомендуем использовать аэрозоль от непроверенных производителей. Зачастую качество таких материалов не соответствует стандартам. В итоге антикоррозионная обработка порогов своими руками не принесет ожидаемого эффекта.
Аэрозоль и материал под покрасочный пистолет от именитого бренда будут изготовлены на одинаковой основе. Если дальнейшая покраска кузова своими руками будет осуществляться материалами этого же бренда, у вас гарантированно не возникнет проблем с адгезией либо совместимостью компонентов.
Универсальная двухкомпонентная эпоксидная грунтовка обладает один неоспоримым преимуществом – гидрофобностью. Она образует более плотный защитный слой, чем тот же травящий грунт, что препятствует проникновению влаги к металлу. Также у вас не возникнет проблем, если предполагается шпаклевка ремонтной зоны. Эпоксидные грунты еще и изолирующие, поэтому их можно наносить в местах расшлифовки старых слоев ЛКП. Старая шпаклевка не будет впоследствии оконтуриваться. Отлично подходит для порогов, если осуществлялось переваривание с установкой кузовных ремкоплектов.
Вторичные грунты
Двухкомпонентная акриловая грунтовка содержит в своей основе акрилатовые смолы. Для некоторых типов материалов акриловые грунты могут использоваться как изолирующие. Также используются как ремонтные, если не предполагается последующая шпаклевка ремонтной зоны. Перед шлифовкой достаточно положить более толстый слой грунта. Но вывести идеально ровную плоскость таким способом можно лишь в случае едва заметных вмятин.
Основное предназначение вторичного слоя – создание «подушки» между металлом и базовым слоем ЛКП. Особенно это актуально для порогов и днища, где «подушка» будет амортизировать удары камней. Даже самая мелкозернистая шпаклевка после высыхания будет иметь поры. Именно 2К акриловые грунты призваны залить эти поры, создав ровную поверхность кузова.
Все виды марок акриловых грунтов гигроскопичны. Заматованную поверхность со старым ЛКП, с которой предварительно необходимо оттереть битумные пятна, смыть солевые и жировые отложения, достаточно покрыть одним слоем. А вот для качественной покраски ремонтной зоны могут потребоваться 2-3 слоя. Обязательно соблюдайте требования межслойной сушки.
Что такое нешлифуемый грунт
Обычный 2К акриловый грунт, будь то аэрозоль или банка, после нанесения оставляет грубую шагрень. Поэтому его нужно перешлифовывать абразивами (в зависимости от ТДС и технологии шлифовки, начиная с Р600 и заканчивая Р1200).
Технология покраски «мокрый по мокрому» предполагает использование специальных грунтов. Они хорошо растекаются, не оставляя шагрени. Такой метод значительно экономит время, но требует определенной доли профессионализма. Поэтому выполнить такой ремонт кузова своими руками крайне сложно. Вам даже не удастся найти аэрозоль, так как нешлифуемая грунтовка для автомобиля не фасуется в баллончики.
Советы по нанесению
- Будь то обработка порогов или зоны у лобового стекла, каждый процесс начинайте с обезжиривания. Обязательно нужно оттереть битумные пятна, смыть жировые отложения.
- Используйте давление воздуха, рекомендуемое инструкцией материала (возможны корректировки для разных систем распыления). Разумеется, аэрозоль вам таких забот не доставит.
- Соблюдайте пропорции при разбавлении грунта (указаны на этикетке).
После финальной обработки порогов поверхность рекомендовано покрыть гравитексом.
Большинство автолюбителей рано или поздно сталкиваются с ситуацией когда какую либо часть машины приходится красить. И при этом возникает резонный вопрос, какую грунтовку использовать для лучшей покраски и дальнейшей эксплуатации автомобиля?
Для чего необходима грунтовка в автомобиле?
Автомобильная грунтовка используется во время покраски автомобиля, точнее перед самим нанесением лакокрасочного покрытия. Грунтовка выполняет несколько основных задач:
- Защита металла от коррозионного воздействия. При нанесении лакокрасочного покрытия металл остается прикрытым только им, то есть высока вероятность повреждения покрытия с последующим возникновением ржавчины. Также в состав грунтовок специально добавляются вещества на основе цинка, для предотвращения появления ржавчины. На рынке присутствуют материалы для обработки с целью противостояния коррозии;
Улучшение адгезии. При нанесении краски на металл химический процесс в виде адгезии может быть ухудшен. Грунтовка способствует лучшему взаимодействию краски и металла между собой; - Защита от внешних механических воздействий на металл. В процессе эксплуатации машина постоянно подвергается воздействию камней, грязи и других факторов. При отсутствии грунтовки повреждения сразу достигают металла и вызывают коррозию кузова;
- Выравнивание шероховатостей кузова во время покраски. После дорожно-транспортных происшествий выправление кузовных деталей до первоначального состояния бывает невозможным. В этом случае специалисты прибегают к помощи грунтовки для затирания неровностей.
Производители
- Novol— известный мировой бренд по производству грунтовки. Производитель гарантирует качественное нанесение и хорошие адгезионные свойства. В некоторые составы изготовитель добавляет элементы противодействия ржавчине. В арсенале компании находятся несколько видов грунтовок – однокомпонентные, двухкомпонентные. Фирма изготавливает свои изделия в металлических баллончиках, распыляемых при нанесении. Большинство продуктов компании с момента покупки готово к использованию (однокомпонентные) и не требуют разведения с растворителем (в качестве растворителя чаще всего используется вайт-спирит). Стоимость одного баллона в среднем составляет порядка 800 рублей;
- Sol />
- APP— одни из популярных производителей, специализирующийся на изготовлении профессиональных грунтовок. Пользуется популярностью при выполнении работ по антикоррозионной обработке кузова перед покраской. Все изделия компании имеют хорошие показатели по противодействию ржавчины. Адгезионные свойства достаточно посредственны, однако и стоимость продукта достаточно демократична – цена за одну банку составляет примерно 700 рублей.
На видео- какую грунтовку лучше всего использовать для автомобиля:
Эпоксидный вид
Эпоксидные изделия используются перед процессом покраски кузова. Такие изделия предназначены для первичного покрытия металла. Чаще всего такие продукты продаются в баллончиках для распыления (с помощью краскопульта), реже в баллонах для последующего разведения.
Состав тонким слоем наносится на поверхность и за короткий промежуток времени образует слой на металле, отлично защищающий от коррозии и на порядок улучшающий адгезию. Такие средства применяют в комплексе с обычной или антикоррозионной грунтовкой.
При использовании такой грунтовки перед окраской в сочетании с несколькими продуктами эффект окрашивания и последующей эксплуатации проявляется более качественно. Известным производителем такой грунтовки является компания Spectral и ее серия грунтовок Under. Такие грунтовки продаются в баллончиках для распыления. Перед применением состав необходимо разбавить с помощью растворителя.
Стоимость зависит от серии и покрываемой площади, но в среднем колеблется в пределах 1000-2000 рублей.
По своей эффективности в отдельности эпоксидная грунтовка не может в полной мере соперничать с другими составим, поэтому целесообразно применять ее комплексно.
На видео- как выбрать грунтовку для автомобиля:
Нанесение на автомобиль
Нанесение материала на поверхность происходит в несколько этапов:
- Покрываемую поверхность необходимо тщательно вымыть, удалить все следы коррозии. Затем обработать поверхность при помощи обезжиривающего средства;
- После этого нанести эпоксидный состав тонкими слоями с помощью краскопульта или кистью, предварительно разбавив ее при помощи отвердителя;
- Затем на высохшую поверхность наносится основной состав грунтовки (однокомпонентной или двухкомпонентной) в несколько тонких слоев. При выявлении шероховатостей или неровностей выровнять с помощью шпателя или иного инструмента и разровнять поверхность. На несколько часов дать поверхности высохнуть и обрести свои штатные характеристики.
Антикоррозийная и двухкомпонентная грунтовки
Такие составы используются для обработки кузова во избежание появления коррозии. Продукция подвергается обработке при помощи элементов цинка и магния препятствующих коррозии. Двухкомпонентная грунтовка отличается содержанием нескольких компонентов (к примеру с добавлением цинка). Такая грунтовка требует предварительного разведения при помощи растворителя и продается в жестяной таре (банках весом в 1 или 5 кг). На рынке самым известным производителем грунтовки от ржавчины и антикоррозионной обработке является компания Novol.
Стоимость обработки в специализированном сервисе различается в зависимости от объема работ и количества материала, и составляет в среднем от 1000 рублей и выше.
Грунт — это специальный состав, который наносится на поверхность автомобиля перед нанесением лакокрасочного покрытия. Грунт имеет повышенное содержание пигментов. Главная функция грунта – улучшить адгезию (сцепляемость) с последующим слоем ЛКП.
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
Ремонтируя кузов автомобиля, обычно грунтуют зашпатлеванную ремонтную область, которая также имеет фрагменты старого лакокрасочного покрытия.
Чистый металл также обязательно требуется загрунтовать. Таким образом, автоэмаль наносится на грунт или на старое ЛКП (при условии совместимости старого покрытия с наносимой эмалью).
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
Грунты имеют разный состав и в зависимости от этого имеют разные свойства.
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
Антикоррозионный («кислотный») грунт:
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Наносится на чистый металл и защищает его от коррозии. Это первичный грунт и его необходимо покрывать вторичным, то есть на него нельзя наносить сразу шпатлевку или краску.
Рекомендуется всегда «голый» металл покрывать антикоррозионным «кислотным» грунтом.
В том случае, если металл новой кузовной панели покрыт качественным заводским грунтом, то «кислотный» грунт не используют.
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
Эпоксидный грунт
Эпоксидный грунт предназначен для антикоррозионной защиты металлических поверхностей. Также как и кислотный грунт, является первичным. Для дальнейшего окрашивания поверхности, его нужно покрывать вторичным грунтом. Здесь стоит оговориться, что распылённый на ровную (без мелких дефектов) поверхность эпоксидный грунт можно красить даже не обрабатывая шлифовальной бумагой. Но делать это можно до того, как он полностью затвердел, спустя несколько часов после грунтования. Если праймер затвердел, то его нужно обработать шлифовальной бумагой и загрунтовать акриловым грунтом. Потом высушить акриловый грунт, отшлифовать под покраску и далее можно красить.
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
Эпоксидный грунт имеет в своём составе специальные смолы и специальные активные добавки, предотвращающие развитие на поверхности металла коррозионных процессов.
Он быстро сохнет и после отверждения становится устойчивым к механическому и температурному воздействию. Поверхность, покрытая данным грунтом, даже без нанесения лакокрасочного материалы хорошо защищена от коррозии.
p, blockquote 7,0,0,0,0 –>
Эпоксидный грунт после нанесения образует плотную плёнку, не имеющую пор.
p, blockquote 8,0,1,0,0 –>
Недостатком является продолжительное время сушки. При температуре +20 °С составляет в среднем 12 часов. Повышение температуры сушки приводит к неравномерной полимеризации слоев грунта и приводит к появлению дефектов.
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
Какой первичный праймер лучше применять и совместимы ли они, можете прочитать в статье о первичных кислотном и эпоксидном грунтах.
p, blockquote 10,0,0,0,0 –>
Двухкомпонентный порозаполняющий грунт:
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
Этот грунт чаще всего применяют перед покраской автомобиля.
Порозаполняющий грунт можно наносить толстым слоем. Он заполняет поры, которые остаются на шпатлевке, а также риски от шлифовальной бумаги.
p, blockquote 12,0,0,0,0 –>
Однако нужно помнить, что зашпатлёванную поверхность нужно подготавливать к грунтованию по всем правилам и риски от шлифования должны быть не слишком крупные. Если залить слишком глубокие царапины данным грунтом, то через некоторое время, после высыхания, грунт просядет и все дефекты будут видны.
p, blockquote 13,0,0,0,0 –>
Однокомпонентный нитро грунт:
p, blockquote 14,0,0,0,0 –>
Наносится перед покраской алкидными или нитро эмалями. Этот грунт не совместим с акриловыми автоэмалями или красками эффектом «металлик».
Главным плюсом является то, что он очень быстро сохнет.
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
Однокомпонентный акриловый грунт:
p, blockquote 16,1,0,0,0 –>
Удобно применять, так как идёт в аэрозольной упаковке. Но также продаётся и в обычной таре.
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
Достаточно качественный грунт. Быстро сохнет и лёгок в использовании. Совместим практически со всеми видами красок.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
Грунты по пластику:
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
При ремонте пластмассы применяются специальные грунты, увеличивающие адгезию. Если красится новый пластик, то после грунтования специальным грунтом можно сразу наносить краску.
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
Нанесение грунта:
p, blockquote 21,0,0,0,0 –>
Перед распылением грунт нужно тщательно перемешать, а в некоторых случаях, при необходимости, развести разбавителем до рабочей вязкости. При разведении разных грунтов нужно сверяться с инструкцией к каждому конкретному продукту.
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
Запрещено разводить растворителями до рабочей вязкости, необходимо использовать только разбавители.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
Далее грунт важно профильтровать.
p, blockquote 24,0,0,1,0 –>
Для нанесения обычно используют грунтовочные краскопульты с дюзой 1.5 – 2.0 мм. Наносится 1 – 2 слоя. По желанию можно нанести больше слоёв, с учётом того, что при подготовке к покраске, будет сошлифована часть грунта. Но нужно помнить, что слишком толстый слой наносить не рекомендуется, тем более, что он плохо будет сохнуть. Каждый слой нужно наносить после подсыхания предыдущего. Время межслойной сушки примерно 10 – 15 минут.
p, blockquote 25,0,0,0,0 –>
Подготовка поверхности к нанесению грунта:
– очистить от пыли;
— перед грунтованием пластиковых деталей необходимо протереть антистатиком;
— обезжирить поверхность.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
Шлифование грунта:
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
При шлифовании по сухому перед покраской используется Р400. При подготовке с водой используется Р800. В на зонах панелей, имеющих сложную форму, а также в труднодоступных местах можно использовать скотч брайт.
p, blockquote 28,0,0,0,0 –>
Работать на сухую или с водой?
Вода — это источник коррозии, кроме того, некоторые грунты предназначены только для сухого шлифования. Преимуществом работы с водой является отсутствие пыли. Также удобство использования шлифовальной бумаги. Она меньше забивается и если забьётся, то достаточно промыть её водой.
При работе на сухую можно использовать шлифовальную машинку для ускорения работы. И, самое главное, понижается риск появления коррозии.
p, blockquote 29,0,0,0,0 –>
Разумным решением можно считать шлифование на сухую с использованием воды в неудобных местах. Бампера спокойно можно шлифовать с водой, обязательно тщательно просушив перед покраской.
p, blockquote 30,0,0,0,0 –>
Цвет грунта лучше использовать схожий с цветом наносимой краски. Так будет легче перекрыть ремонтную область. Также можно колеровать грунт под цвет краски.
p, blockquote 31,0,0,0,0 –>
Универсальным можно считать светло серый цвет, он подойдёт под любой цвет краски.
p, blockquote 32,0,0,0,0 –> p, blockquote 33,0,0,0,1 –>