Рассчитав вентиляцию в отведенном под малярные работы помещении, проектировщик получает статическую картину, дающую хорошее приближение только в первые дни работы. Фильтры для имеют свойство забиваться, нарушая циркуляцию, снижая эффективность работы приточных и вытяжных вентиляторов. Поэтому размещение потолочных и напольных матов должно предусматривать возможность быстрой замены, а система фильтрации – поэтапное отсеивание частиц.
Нормативы и виды фильтров
Воздух с улицы и воздух, выходящий из покрасочной камеры, имеют разный характер загрязнения. Соответственно и эффективная очистка предполагает разные типы фильтрующих материалов на каждом этапе отсеивания. По функциональным характеристикам различают три вида рулонных материалов:
- Фильтр грубой очистки – устанавливается снаружи, предназначен для отделения от воздуха крупных частиц.
- Тонкой очистки – защита помещения от пыли, устанавливается непосредственно на потолке покрасочной комнаты.
- Напольный – защита окружающей среды, а также элементов вытяжного вентилятора от сопутствующих покрасочным работам отходов.
Согласно принятым в Европе нормативам (методика EN 779) грубой очисткой может считаться отделение от воздушного потока частиц размером до 10 мкм (EU1 – EU4). Тонкая очистка предполагает фильтрацию частиц размером до 1 мкм (EU5 – EU9). Однако в зависимости от способа отделения пыли и материала фильтры для покрасочных камер могут прослужить от нескольких месяцев до года. Замена фильтрующих элементов на профессиональных станциях производится один раз за 8-12 месяцев, но обычно владельцы станций не скупятся на дорогостоящие материалы.
Отделение крупных частиц производится обычной полипропиленовой сеткой или их комбинацией. С внутренней фильтрацией дело обстоит сложнее. Некоторые мастера предпочитают обходиться сделанным своими руками фильтром из флизелина, однако его загрязнение происходит очень быстро, так что экономия в этом случае весьма сомнительна. При покупке потолочного очистителя следует обратить внимание на следующие параметры:
- Класс очистки (индекс EU или F).
- Средняя удерживающая способность (указывается в процентном соотношении для потока воздуха 3400 м³/ч).
- Конечный и начальный перепад создаваемого материалом давления (в Паскалях).
- Огнеупорность.
- Пылеудерживающая способность.
Хороший фильтрующий материал (сухая очистка), перед падением давления до 80 Па, способен удерживать до 0,3-0,5 кг загрязнений на 1 м². Это результат показывает наиболее распространенный материал для фильтрации входящего в помещение воздуха – полиэфирные волокна. Они скрепляются друг с другом посредством нагрева, а по бокам рулон укрепляется армированной сеткой (иногда рулон прошивается сеткой), качество исполнения которой также влияет на цену. Увеличить эффективность фильтрации может антипилинговая пропитка, к которой пыль просто напросто прилипает.
Напольные фильтры
Фильтрация лакокрасочных материалов, содержащихся в выходящем из камеры воздухе, требует других подходов и наиболее эффективный из них – водяная завеса. Вредные вещества из лакокрасочного тумана легко удерживаются водой, но проектировать камеру со встроенной водяной завесой довольно проблематично и затратно, поэтому чаще в покрасочных боксах применяется гидрофильтр для окрасочной камеры. Как это понятно из названия, активным элементом такой конструкции является бокс с водой. Чаще всего он представляют собой горизонтальную коробку из полипропилена (иногда из оцинкованной стали), устанавливаемую снаружи, на выходных трубах вентиляции.
Растворенные водой вещества нужно удалять, иначе их накопление приведет к тому, что очищаться такой фильтр не будет или просто забьется частицами краски. Для этого в систему циркуляции гидрофильтра окрасочной камеры добавляется специальное вещество – коагулянт. Химическая реакция с ним приводит выпадению растворенных загрязнений в осадок, удаляемый механическим способом.
Два других способа фильтрации – карманные (ФЯК) и картонные фильтрующие системы. Достоинство первых – компактность и способность пропускать большой объем воздуха на м². Картонные системы представляют собой искусственный лабиринт из гофрокартона. Устройство картона таково, что проходящий через него поток образует маленькие завихрения, из которых тяжелые частицы краски вылетают по инерции и прилипают к стенкам карманов (из-за принципа работы такую фильтрацию называют иногда инерционной). Стоит картонная система недорого (3-4 тыс. за рулон в 10 м²), но замены требует часто. Для сравнения, напольный стекловолоконный фильтр, монтируемый обычно в бетонный приямок камеры, обходится примерно в 1-2 тыс. рублей за м².
Наличие покрасочной камеры даёт очевидные преимущества для автомастерской по кузовному ремонту. Это уменьшение пыли и прочего мусора до минимума, постоянная температура, благоприятная для распыления и хорошего растекания лаков и эмалей, а также хорошее освещение в камере даёт маляру возможность хорошо контролировать процесс распыления. Также не нужно забывать о том, что в малярной камере с правильно устроенной вентиляцией, улучшаются условия работы маляра, не страдает его здоровье.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Покрасочная камера заводского изготовления стоит немалых денег, цены начинаются от 5–6 тыс. долларов за камеры эконом класса. При этом заводская окрасочно-сушильная камера предполагает наличие большого помещения, внутрь которого вы её сможете установить. Это устанавливает ограничение на возможность её установки внутрь небольших автомастерских. Бывают, конечно, окрасочно-сушильные камеры наружного исполнения, но они, опять же, дороже. Фирмы, производящие и реализующие окрасочно-сушильные камеры, также продают каждые из компонентов камеры отдельно. Таким образом, можно собрать почти такую же покрасочную камеру внутри небольшого помещения. Но опять же эти компоненты от известного производителя достаточно дороги. Всё это наталкивает на мысль изготовления покрасочной камеры своими руками. Малярная камера, оборудованная в гараже может обойтись в 2 000 у.е. при условии закупки минимального количества оборудования и вложении собственных сил.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Что нужно для изготовления покрасочной камеры своими руками?
Для начала нужно располагать помещением достаточных размеров. Нормальными будут размеры: 6–7 метров длинна, 4 метра ширина, 2.5–2.7 метров высота. Всё это внутренние размеры помещения. Если строите «малярку» внутри большого помещения, то можно размеры сделать какими угодными. Нужно исходить из того, какие автомобили собираетесь красить.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
В целом по типу вентиляции классифицируют на одномоторные и двухмоторные покрасочные камеры. Одномоторная предполагает один вентилятор на приток воздуха, а отток происходит естественным путём, без дополнительного вентилятора.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Двухмоторная камера имеет два вентилятора (мотора). Один используется для притока воздуха, другой для вытягивания. Двухмоторные покрасочные камеры дорогие в изготовлении и обслуживании. Выгодно их изготовление и использование при большом потоке окрашиваемых автомобилей.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Таким образом, при малой или средней загруженности автомастерской чаще всего изготавливают одномоторную малярную камеру.
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
Согласно среднестатистическим данным, поток воздуха в помещении стандартной покрасочной камеры должен быть примерно 25000 кубометров в час.
p, blockquote 7,0,1,0,0 —>
В верхней части камеры (на потолке или вместо потолка) устанавливается короб, в который в дальнейшем будет поступать приточный воздух. Далее, через фильтр тонкой очистки воздух попадает собственно в саму камеру. За счёт наличия короба, воздух распределяется равномерно по всей площади малярной камеры, не создавая резких потоков воздуха в отдельных зонах. Далее воздух, проходя через помещение, уходит в вытяжные технологические проёмы, сделанные в полу и выходящие на улицу. Также делают вариант установки подиума, под которым также обустраивают вытяжку и фильтр.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Помещение покрасочной камеры должно быть теплоизолировано, иметь хорошее освещение, должно быть оборудовано приточно-вытяжной системой с фильтрацией.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Теплоизоляция
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Покрасочная камера должна быть способной сохранять заданную внутри неё температуру в любое время года. Этому способствует утеплёние камеры. Учитывая меры пожаробезопасности лучше всего использовать минеральные плиты. Если использовать для утепления пожароопасный материал, то важно его изолировать пожаробезопасной внутренней отделкой.
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
Освещение
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
В качестве освещения в малярных камерах чаще всего используют люминесцентные лампы, либо светодиодные светильники. Они справляются с задачей приблизить искусственное освещение камеры к естественному, дневному. Люминесцентные лампы за счёт рассеянного освещения, не дают теней. Предпочтение нужно отдавать светильникам с наименьшим эффектом мерцания. Лампы нужно располагать как в верхней части малярной камеры, так и на стенах на равном удалении друг от друга. Хорошим решением будет расположить лампы вертикально по бокам камеры. Стены, окрашенные в белый цвет улучшат равномерное распределение света. Для окрашивания лучше применять порошковые негорючие составы.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Норма освещенности для покрасочной камеры 1000–2000 люкс в каждой зоне малярной камеры.
p, blockquote 14,1,0,0,0 —>
Фильтрация
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
В покрасочной камере должен очищаться как приточный воздух, так и вытягиваемый воздух. Для этого используются фильтра грубой и тонкой очистки.
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Фильтр грубой очистки устанавливается снаружи для отделения от воздуха крупных частиц.
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
Фильтр тонкой очистки устанавливается на потолке покрасочной камеры, на короб, с которого поступает приточный воздух. Таким образом, приточный воздух в камеру подается по всей площади потолка через слой фильтрующего материала, воздух распределяется равномерно и циркуляция воздуха в камере практически исключается.
p, blockquote 18,0,0,0,0 —>
При устройстве двухмоторной камеры второй фильтр устраивается под металлическим настилом или в самой системе воздуховода. Загрязняется он на много чаще, поэтому достаточно использовать фильтрующий материал для грубой очистки. Напольный фильтр очищает вытягиваемый воздух для защиты окружающей среды, а также не загрязняется вытяжной вентилятор (в случае его применения).
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
Крупные частицы задерживаются обычной полипропиленовой сеткой. Обустраивая внутреннюю тонкую фильтрацию, некоторые мастера делают своими руками фильтр из флизелина, однако он загрязняется очень быстро, так что экономия в этом случае весьма сомнительна. Найти в продаже фирменные фильтра не составит труда, а установив их в малярную камеру, вы значительно сократите вероятность появления дефектов при покраске, связанных с мусорностью окрашиваемой детали.
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
Подогрев воздуха
p, blockquote 21,0,0,1,0 —>
Нагнетаемый с улицы воздух в холодное время года быстро охлаждает помещение. Подогрев приточного воздуха необходим, в таком случае, для того, чтобы в малярной камере оставалась рабочая температура. При обогреве входящего воздуха прямой контакт нагревающего элемента, особенно открытого пламени, с парами растворителей крайне нежелателен. По этой причине, а также дорогой стоимости и сложности монтажа профессионального теплогенератора, используется теплообменник.
p, blockquote 22,0,0,0,0 —>
Ещё одна причина использовать систему переноса тепла – дороговизна энергии. При любых конструкциях обогрева (горелки на разных видах топлива, ТЭНы) затраты на обогрев оказываются значительными, по этой причине применяется система рекуперации энергии – теплообменник между вытяжкой и притоком, что позволяет экономить до 40% энергии. Тепло передаётся к приточному воздуху от нагревателя и от вытяжного потока.
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Теплообменник изготавливается из температуростойкой нержавеющей стали. Форма теплообменника зависит от конструктивного исполнения горелки.
p, blockquote 24,0,0,0,0 —>
Существует три основных вида теплогенераторов: с дизельным, электрическим и газовым нагревом. Электрический теплогенератор используется редко, так как имеет увеличенную длительность нагрева, и охлаждения окрасочно-сушильной камеры из-за долгого времени нагревания и остывания теплоэлементов. Так же данные теплогенераторы имеют высокое энергопотребление. Альтернативой электрическому служат дизельные и теплогенераторы с газовой горелкой, а также на отработанном масле.
p, blockquote 25,0,0,0,0 —>
Система теплообменника является достаточно сложной в реализации. Некоторые мастера используют соседнее отапливаемое помещение для забора приточного в камеру воздуха (если есть такая возможность). При этом также используются фильтра для очистки воздуха. Либо не используют обогрев входящего воздуха. В этом случае, при покраске нескольких элементов или всего кузова автомобиля использование покрасочной камеры в холодное время года не получится использовать в полном объёме.
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
Требования безопасности
Малярная камера – это место повышенной пожароопасности. Пары растворителя, окрасочная пыль являются легко воспламеняемыми отходами. При правильно оборудованной приточно-вытяжной системе пары своевременно удаляются из помещения. Тем не менее, нужно учитывать ряд условий, необходимых для повышения безопасности при покраске автомобилей.
p, blockquote 27,0,0,0,0 —>
- — внутренняя отделка должна быть пожаробезопасной
- — при утеплении использовать стойкий к воспламенению теплоизолятор (минеральный материал)
- — вентиляторы вентиляционной системы должны быть установлены с наружной стороны камеры
- — электрическая аппаратура, проводка устанавливается во взрывобезопасном исполнении, все металлические части камеры и вентиляционных труб заземляются
- — выключатели и рубильники должны быть расположены снаружи камеры
- — компрессоры устанавливаются снаружи камеры
- — если тепловой генератор воздуха работает с газовой или дизельной горелкой, его располагают изолированно от цеха покраски
- — оборудовать систему пожаротушения
- — установить аварийный термостат для полного отключения от электросети
- — выход из покрасочной камеры должен легко открываться наружу и не иметь задвижек
- — для электрооборудования камер обязательно выполнение защитного заземления
В заключение можно сказать, что если есть необходимость в покрасочной камере, её вполне можно построить своими руками или оборудовать имеющийся гараж. При этом Вы будете досконально знать устройство всей системы конкретной малярной камеры и будете знать, где какой узел обслужить, заменить или усовершенствовать.
p, blockquote 28,0,0,0,0 —> p, blockquote 29,0,0,0,1 —>
Большинство автомобилей в течение срока службы хотя бы раз нуждаются в окрашивании. Для этой цели применяется покрасочная камера — особое помещение, предназначенное специально для малярных работ.
Для получения идеального результата окрасочно-сушильная камера должна быть оборудована всеми необходимыми инструментами, техникой. Изготовление помещения для окраски авто возможно своими руками, если будут соблюдены строгие требования и техника безопасности.
Особенности покрасочной камеры
Стандартный покрасочный комплект для автомобилей — это бокс (камера) с установленной в ней системой вентиляции воздуха, устройствами для регуляции температуры. Только при соблюдении таких условий можно будет покрасить машину качественно, надежно. Наличие фильтра для камеры тоже обязательно — с его помощью воздушная смесь будет очищаться, там не останется пыли.
Правильно настроенная в мастерской вытяжка устранит туман от краски, выведет токсичные пары, газы. Важно, чтобы наружу вытяжной прибор отводил уже фильтрованный воздух, только тогда бокс будет соответствовать экологическим стандартам. Не менее важно иметь в камере датчики температуры и оборудование, позволяющее настроить нужный режим. Еще одна особенность комплектации камеры для автомобильной покраски — отличное освещение, позволяющее сделать даже самые сложные этапы работ.
При несоблюдении таких условий дефекты при окрашивании авто в камере будут появляться неизбежно. Все современные модели покрасочных камер оснащены тщательно подобранным и выверенным по параметрам оборудованием. При желании можно создать такой бокс своими руками, например, в гараже.
Из чего состоит камера — перечень оборудования
Под малярный бокс можно оборудовать любое подходящее по размерам помещение. После окончания работ всегда сохраняется возможность восстановить прежний вид камеры, если это потребуется. Чтобы самостоятельно сделать бокс, нужно найти в продаже или арендовать такое оборудование:
- воздушный компрессор с давлением 8 – 12 Ат, укомплектованный ресивером, отделителем масла и воды;
- вентиляторы — надувающий, приточный;
- осветительные прожекторы галогенового типа (4 штуки по 1,5 кВт) или тепловая пушка для сушки;
- тканевые гидрофильтры;
- диодные светильники (минимум 3 штуки);
- удлиненные люминесцентные лампы (минимум 6 штук);
- полипропиленовая пленка армированная.
Некоторые мастера вместо компрессора покупают для камер промышленные кислородные баллоны. Нанесение краски в этом случае будет удобным, слой ляжет ровно и тонко, за счет применения чистого кислорода не потребуются усилители блеска лакокрасочного материала. Риск очень высок, ведь даже при небольшой искре воспламенение в камере для покраски будет мгновенным. Лучше потратиться на компрессор, а для блеска применять хороший лак.
Виды покрасочных камер
По типу помещения камеры могут быть проходными и тупиковыми. Классификация камер для покраски основана на обустройстве вентиляционной системы. В зависимости от показателя покрасочный бокс организуют таким образом:
- с вытяжными клапанами по периметру помещения на стенах (самый комфортный и недорогой способ);
- с вентиляционными клапанами внутри зазоров на полу;
- с вытяжными моторами на полу в неглубоких траншеях.
По типу вентиляции камеры делят на одномоторные и двухмоторные. В первом случае воздушный поток подается сверху, а туман оседает вниз и выводится через специальные каналы. Во втором варианте первый мотор нагнетает воздух, второй выкачивает его из бокса. У одномоторных моделей вентиляционные клапаны бывают напольными и потолочными, а у двухмоторных они настенные.
Изготовление покрасочной камеры
Обычно для самостоятельного переоборудования камер используются полупрофессиональные или еще менее дорогие устройства, которые позволят красить машины качественно, но не на высшем уровне. Для профессиональных малярных работ уровень оборудования намного больше, что недостижимо без больших затрат.
Все монтажные работы по обустройству камер выполняют в 5 этапов:
- Поиск помещения, оценка его размера.
- Составление планов, чертежей, расчетов, схем сборки.
- Установка вытяжки.
- Отделка, облицовка внутренних стен, пола, потолка, ворот бокса.
- Монтаж мебели, приборов для сушки, нагрева.
До 1/3 всего оборудования применяется для всасывания и отведения пыли, борьбы с водяной завесой и капельками краски (мельчайшей взвесью в воздухе), ведь от этого зависит конечный результат покраски авто. Не менее важно приобретать качественное оборудование для сушки, ведь принцип работы бокса — тщательное высушивание окрашенных деталей при помощи галогеновых ламп высокой мощности или тепловой пушки.
Подготовка к монтажу камеры
В самом начале следует создать проект камеры на бумаге. На чертеже нужно схематически нарисовать все основные узлы, параллельно расписав более мелкие детали и элементы. Далее на этапе подготовительных работ запасаются всем необходимым инвентарем, оборудованием для камеры: вентиляционной системой, тепловой пушкой, светильниками и т. д.
В продаже есть техника для оснащения СТО и покрасочных боксов хорошо зарекомендовавших себя марок — Nordberg (отдельное оборудование), Saima, ColorTech, Metron, Оскас, Термопроцесс (готовые камеры), есть неплохие марки из Китая.
Все системы должны работать в автоматическом режиме. Желательно иметь генератор на случай отключения электричества — для подстраховки. Помещение должно закрываться на надежные замки, ведь стоимость оборудования будет довольно большой.
Основные требования к возведению камеры
Существует ряд требований по возведению и обустройству камеры для покраски машин. Размеры бокса должны быть достаточными, не малогабаритными — так у мастера не возникнет проблем с движением и выполнением покраски.
Лучше, если бокс сделан на основе металлоконструкций или бетонный. Дверей должно быть 2 — раздвижные или обычные. Главное, чтобы они легко открывались, а при пожаре можно было бы экстренно эвакуировать сотрудников. Двери следует делать герметичными, иначе с улицы станут попадать пыль, грязь.
Материал для камеры
Камера должна быть выполнена из материалов, отвечающих ряду требований:
- герметичность;
- огнестойкость;
- возможность влажной очистки;
- теплоизоляционные свойства.
Иногда для экономии затрат мастера отделывают стены материалами мебельного производства или деревянной вагонкой. Но такие стены будут подвержены возгоранию, следовательно, дерево нежелательно к применению. Хорошо подойдут железные и иные металлические детали, негорючие изоляционные материалы (в рулонах).
При наличии стальных стен у гаража их надо обязательно утеплить. Снаружи устанавливают сэндвич-панели с прослойкой базальтовой ваты либо иного огнеупорного изоляционного материала, далее монтируют еще один слой стали. Стыки обрабатывают силиконовыми герметиками. При наличии капитального строения из бетона или кирпича утепляют камеру изнутри, применяя минеральную вату, водостойкий гипсокартон. После стены грунтуют, наносят белую порошковую краску.
Заменить краску в порошке можно пластиковой огнеупорной вагонкой, которая выдерживает до +500 градусов. Почему важно делать стены белыми? Этот цвет не будет искажать оттенки краски при обработке автомобилей. По той же причине следует красить стены только матовой краской — блеск слепит мастера.
Часто стены покрасочных боксов отделывают специальной пленкой с возможностью намагничивания. Она притягивает пыль, не давая ей циркулировать в воздухе и осаждаться на окрашенные детали авто. Применять один слой пленки можно для обработки 10 машин, далее ее обновляют.
При подборе материалов для камеры следует обратить внимание и на монтаж пола. Готовый пол должен позволять циркулировать воздуху, поэтому устанавливаются особые многослойные решетки, обеспечивающие приток и отток потоков. Если на полу в гараже была смотровая яма, ее тоже покрывают самодельными железными решетками, под которыми размещают доски. Из ямы выводят трубу воздуховода — это станет основой для нижней вентиляции. На сплошном полу выкапывают прямоугольную яму или 2 траншеи глубиной в метр, на них монтируют настил высотой 20 см.
Потолок камеры в форме прямоугольника будет удобным, если по его периметру установить светильники угловой формы. В противном случае придется закруглять углы камеры, иначе в уголках станет скапливаться пыль из-за завихрений воздуха. На потолке обязательно выполняют фильтры, которые в идеале занимают всю поверхность.
Освещение в камере
Организация освещения очень важна для получения качественного результата в окрашивании грузовых и легковых автомобилей. Нужно, чтобы свет был ярким, но комфортным для глаз, а расположение светильников позволяло исключить тени и блики. Согласно правилам обеспечения технологического процесса, освещенность варьирует в пределах 600 – 2000 Люмен, свет рассеянный.
Для камер покраски авто используют три типа ламп:
Удобным вариантом монтажа системы света станут люминесцентные лампы или лампы дневного света, которые обладают высоким коэффициентом теплоотдачи, достаточно экономичны. Устройства располагают по потолку, а для обзора нижней части машины — на боковых стенах (например, модель К 1339). К их минусам можно отнести низкую экологичность и необходимость утилизации, ведь внутри присутствуют пары ртути.
Лампы накаливания более привычны и очень дешевы. Для камеры покраски можно применять те, что имеют вакуумную колбу. Лучше всего покупать устройства с зеркальной или тонированной поверхностью. К сожалению, у ламп накаливания низкий показатель светоотдачи, но большое тепловое излучение, да и служат изделия недолго.
Светодиоды — наиболее приемлемый вариант монтажа системы освещения в боксе. Потребление электроэнергии очень низкое, безопасность высокая, а срок службы — до 50 тысяч часов. Качественные диоды не мигают, не мерцают, стойки к высоким температурам, надежны и долговечны, правда, стоят дороже остальных устройств.
Вентиляция камеры
Ключевую роль в качественном окрашивании автомобилей играет система вентиляции. Правильно смонтированная система выполняет такие функции:
- удаление тумана, вызванного применением краскопульта или возникающего при покраске методом электростатического напыления;
- поддержание кратности воздухообмена и нужного температурного режима;
- фильтрация грязного воздуха, его обратная циркуляция;
- очистка воздуха перед началом покраски.
В конструкции камеры обязательно применение потолочных фильтров, обладающих высокой производительностью, которые предотвратят попадание в рабочую зону посторонних веществ, частиц пыли. Лучше покупать двухфазные фильтры, которые в первой фазе очищают воздух от крупных загрязнителей, во второй — от мелких.
Необходима очистка выходящего воздуха — это важное требование служб экологического надзора. При высокой влажности применяются дополнительные блоки подготовки сжатого воздуха, обладающие возможностью осушения и очистки воздушных потоков.
Вентиляция обязана работать в режиме покраски и сушки. Для покраски важна подача чистого воздуха с температурой 25 – 27 градусов, необходим забор воздуха и пыли из камеры. При сушке воздух подается с температурой 45 – 90 градусов, для чего важно монтировать специальный теплообменник.
В системе вентиляции важно грамотно спроектировать выходные отверстия, отводящие наружу отработанный воздух. В противном случае в камере появятся «мертвые зоны» со взвесями краски. Это нарушает качество окрашивания машины, поэтому в траншеи на полу дополнительно ставят вытягивающие воздух из камеры устройства.
Температурный режим
Система отопления обязательна в гараже или ином помещении, из которого сделали бокс для покраски. При частом пользовании камерой нужно покупать теплогенератор. Для работы, выполняемой лишь пару раз в месяц, можно ограничиться инфракрасным обогревателем бытового типа. Такой мини-ТЭН будет более экономичен в применении.
Еще один вариант монтажа воздушного отопления — теплогенератор, сделанный самостоятельно из чугунного котла для жидкого топлива. Прибор сможет работать на отработанном масле или солярке.
Готовые модели, приобретаемые в специализированных компаниях, часто работают на газе. Такие устройства будут отвечать и за сушку автомобиля. Главное, чтобы подача тепла была равномерной и непрерывной, исключающей перегрев. Для сушки можно применять и мощные галогенные лампы (прожекторы).
Внутреннее пространство камеры
Внутри камеры должен быть предусмотрен отдельный уголок или помещение для хранения инвентаря, краски, горелок, одежды и прочих вещей, инструментов. Это поможет избежать неудобства и порчи приспособлений, средств индивидуальной защиты. Непосредственно для процесса окраски следует купить обычные краскопульты, пневматические приборы низкого давления, безвоздушные краскопульты или комбинированные системы (самые дорогие).
Сильно упрощает работу автоматическое управление процессами. Автоматика потребует значительных затрат, но профессионалы предпочитают не экономить. Панель управления имеет ручной и автоматический режим. Встроенный таймер позволит точно произвести окрашивание и сушку, и результат будет не хуже, чем на заводе.
Плюсы и минусы самодельного бокса
Стоит ли монтировать камеру своими руками или лучше купить готовую? Преимущества самодельного бокса:
- возможность самому создать проект по личному усмотрению;
- экономия денежных средств, в том числе на более дешевое обслуживание камеры;
- возможность сэкономить на некоторых узлах системы, например, купить б/у аппараты.
Недостатков у камеры тоже много. Нет гарантии, что все системы будут работать долго — возможна поломка. Есть риск конструктивных ошибок, ведь расчеты могут быть сделаны неверно. В этом случае придется дополнительно потратиться на ремонт и повторный монтаж оборудования.
Стоимость покрасочного бокса
Цена бокса будет зависеть от выбранных материалов, количества моторов, типа вентиляции, наличия или отсутствия автоматизации. Обычно стоимость полностью оборудованной камеры составляет не менее 0,5 млн рублей.
Заказная сборка, установка всего оборудования вызывает удорожание, как и обслуживание с привлечением специалистов. После завершения монтажа надо зарегистрировать новый вид деятельности по ОКПД 2, стать на учет в контролирующих органах.