ЗИЛ-5301 | |
---|---|
Общие данные | |
Производитель | ЗИЛ |
Годы производства | 1995—2014 |
Сборка | ЗИЛ (Москва, Россия) (1996-2011) ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ» (Саратовская область, Петровск) (2011-2014) |
Класс | С-09 |
Иные обозначения | «Бычок» |
Дизайн | |
Платформа | ЗИЛ-5301 |
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная |
Двигатель | |
ММЗ Д-245.7; Д-245.9 Е2 /Е3 | |
Трансмиссия | |
5-ст. механическая синхр. | |
Характеристики | |
Массово-габаритные | |
Длина | 6195 мм |
Ширина | 2319 мм |
Высота | 2365 мм |
Клиренс | 180 мм |
Колёсная база | 3650 мм |
Колея задняя | 1690 мм |
Колея передняя | 1832 мм |
Масса | снаряжённая (с тентом) 3695 кг/ полная (допустимая) 6950 кг |
Динамические | |
Максимальная скорость | 95 км/ч |
На рынке | |
Связанные | ЗИЛ-4331, ЗИЛ-43336 |
Похожие модели | Mercedes-Benz Vario |
Другое | |
Грузоподъёмность | 3000 кг |
Расход топлива | при постоянной скорости 60 км/ч 16 л/100 км |
Объём бака | 125 л |
Дизайнер | К. В. Потехин |
ЗИЛ-5301 — российский малотоннажный грузовой автомобиль производства Завода имени Лихачёва. Первые прототипы появились в 1991 году. Серийно выпускался с 1995 по 2014 годы. СодержаниеИстория семейства [ править | править код ]1990-е [ править | править код ]В результате перехода российской экономики в начале 1990-х годов на рыночные рельсы основная продукция АМО ЗИЛ — среднетоннажные бензиновые грузовики — попала под обвальное сокращение спроса, поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжёлых грузовиков, в частности кабины типа 4331 и коробки передач типа 130. В качестве прототипа по ходовой части был взят «Мерседес-Бенц Т2». Два первых ходовых образца трёхтонного ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси (кабины с высоким расположением фар). Массовое производство серии ЗИЛ-5301, получившей собственное название «Бычок» (по неподтверждёным данным, по личной инициативе московского мэра Ю. М. Лужкова), развернулось с 1996 года (1348 ед.). В 1996—1997 годах была разработана модульная конструкция панельного цельнометаллического кузова фургона, позволявшая создавать 2-, 3- и 4-хсекционные фургоны объёмом от 10,5 м³ ЗИЛ-5301НС до 20,5 м³ ЗИЛ-5301ЕС (колёсная база 3245—4505 мм). Базовой моделью фургона стал 3-секционный ЗИЛ-5301СС объёмом 15,5 м³. Низкая погрузочная высота фургонов (765 мм), небольшой радиус разворота и наличие сдвижной боковой двери грузового отсека (под заказ изготовляли также исполнения без боковых дверей) позволили создать на их базе грузопассажирские версии с 6-местной (включая водителя) кабиной и сокращёнными грузовыми отсеками: 5,5 м³ на ЗИЛ-5301А3; 10,5 м³ на ЗИЛ-5301А2 и 15,5 м³ на ЗИЛ-5301А1 со съёмно-разборной перегородкой между кабиной и грузовым отсеком. По заказу «Мосводоканала» в 2004—2005 гг. было изготовлено 15 фургонов ЗИЛ-5301А2. В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы обеих подвесок и АБС. В семейство автобусов «Бычок» также входил реанимобиль ЗИЛ-32502М с односкатной ошиновкой и пневмоподвеской заднего моста и штабной автобус ЗИЛ-325ША. 2000-е [ править | править код ]К 2000 году доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗИЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего корейских и китайских) марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать. В середине 2000-х годов планировалось организовать в латвийской Елгаве на AMO Plant сборку усовершенствованных «Бычков» для рынков стран Восточной Европы [ источник не указан 578 дней ] . Такая машина должна была получить иное оформление передней части кузова, новый интерьер, дизель Cummins, коробку передач ZF, дисковые тормоза, а грузоподъёмность модели предполагалось увеличить до 4,5 тонн. В итоге проект так и не был реализован. В 2008 году на долю «Бычка» в общем (значительно сократившемся) выпуске АМО ЗИЛ пришлось лишь 11,6 % (527 ед.). Производство семейства фургонов и автобусов фактически свелось к единичным заказам. Невысокое качество сборки и отсутствие подходящего дизеля снизили популярность серии «Бычок» даже у федеральных и столичных муниципальных структур, традиционно закупавших продукцию АМО ЗИЛ. С середины 1990-х до 2006 года на базе «Бычка» разрабатывалось усиленное 4,5-тонное семейство ЗИЛ-4362, серийное производство которого, однако, постоянно и в дальнейшем предполагалось уже в составе семейства «Тапир». Впрочем, и запуск в серию модернизированного семейства «Тапир» (4,5-6 т грузоподъёмности), намечавшийся на 2008 год, постоянно переносился, что также не усиливало конкурентных позиций АМО ЗИЛ. До 2005 года на ЗИЛ-5301 устанавливались дизельные двигатели ММЗ Д-245.12С и ММЗ Д-245.9 (оба Евро-0). В январе 2005 года, всё семейство «Бычков» получило дизельные двигатели ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2), а с апреля 2008 года — ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3). Модификации с модернизированными двигателями получили иные заводские индексы (смотри Модификации). 2010-е [ править | править код ]26 декабря 2011 года на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ» (Саратовская область,Петровск) состоялся торжественный запуск линии по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 (ЗИЛ «Бычок»). Производство автомобилей ЗИЛ-5301 было перенесено из Москвы с головной площадки АМО ЗИЛ [1] . Однако уже в 2014 году производство автомобиля окончательно завершилось [2] . Особенности [ править | править код ]Малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 оснащался автомобильной модификацией тракторного 4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³) Минского моторного завода (ММЗ). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л. с., а экологический класс был поднят с Евро-0 до Евро-3 (предполагался и Евро-4). На автомобиле устанавливали 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местную кабину типа 4331. Оперение с укороченным капотом было оригинальным (приз за дизайн в 1995 году). Среди особенностей конструкции: гидропривод сцепления и тормозов (конструкция комбинированная — воздух давит на жидкость), гипоидная главная передача, передние дисковые тормоза, низкопрофильные 406,4 мм колёса с бескамерными шинами, низкорасположенная (погрузочная высота 1050 мм) металлическая грузовая платформа с тентом, небольшой радиус разворота (7 м). Максимальная скорость (согласно техническому паспорту) составляла 95 км/ч. Модификации [ править | править код ]
Галерея [ править | править код ]Штабной автобус «Мосводоканала» на базе ЗИЛ-3250АО В 90-е годы был довольно популярен малотоннажный грузовик производства автомобильного завода имени Лихачева. Он обладал множеством достоинств, потому пользовался большим спросом как со стороны частных перевозчиков, так и со стороны крупных компаний. С течением времени его модернизировали, он стал более экологичным и удобным в управлении. Описание двигателяОснащался рассматриваемый грузовик в разные периоды несколькими видами двигателей:
С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели ЗИЛа-5301 комплектуются моторами, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3. Прочитав эту статью, вы убедитесь, что купить б/у самосвал Хово во многих случаях гораздо выгоднее, чем приобрести новый. Двигатель ММЗ Д-245.9 имеет следующие характеристики:
Рассматриваемый двигатель помимо всего прочего оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува (промежуточного). Габаритные размеры мотора относительно невелики, несмотря на годы разработки:
Расход составляет приблизительно 12 л на каждые 100 км пути при скорости не более 60 км/ч. «Бычок» довольно резв и сможет потягаться даже со своими заграничными аналогами: предельная скорость с максимальной нагрузкой, согласно сопроводительной документации, составляет 95 км/ч. Массово-габаритные параметрыЗИЛ-5301 относится к малотоннажным автомобилям, но, даже учитывая это, можно сказать, что он очень компактный. Его габаритные размеры следующие:
Габаритные размеры могут сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации автомобиля. Например, ЗИЛ-5301 ТО имеет длину 7 165 мм – почти на целый метр больше обычного. А у модификации АО эти технические характеристики идентичны базовой модели.
Клиренс относительно невелик, особенно по сравнению с собратьями по цеху, и составляет всего 180 мм. Этого обычно недостаточно для комфортного передвижения по проселочным дорогам или пересеченной местности. Именно поэтому ЗИЛ-5301 «Бычок» позиционируется как городской малотоннажный грузовик. К преимуществам габаритных характеристик также можно отнести небольшие колеи передних и задних колес:
Весовые характеристики отдельных узлов, агрегатов:
Трансмиссия и ходовая частьОснащается рассматриваемый автомобиль механической пятиступенчатой коробкой переключения передач. Тип главной передачи – гипоидный. Сцепление используется стандартное, дисковое, в масляной ванне. Присутствует синхронизатор, действующий на всех передачах (включая заднюю), за исключением 1-й и 3-й. Колеса применяются типовые (6.5j×16H2) в виде штампованных дисков из высокопрочного металла. Сплав имеет довольно большую твердость, что позволяет переживать дискам без особых проблем даже экстремальные нагрузки. Учитывая то, что применяются они на грузовике, это немаловажный фактор. Штампованные диски обуваются в обычные бескамерные шины – 227/75R16C. Основным передающим механизмом является карданная передача, оснащенная шарнирами в количестве трех штук, промежуточной опорой, скользящим шлицевым соединением. Воздействие на дорожное покрытие незагруженного автомобиля через шины распределяется следующим образом:
Нагрузка на дорожное покрытие грузовика с грузом составляет:
Рулевое управление оснащается гидроусилителем, существенно упрощающим маневрирование. Тормозная системаОснащается рассматриваемый автомобиль двухконтурной системой торможения. Каждый контур является абсолютно независимым. Один из них осуществляет торможение переднего правого и заднего левого колеса. Второй — переднее левое и заднее правое. Таким образом, достигается максимальная безопасность на дороге: даже если один из узлов системы вышел из строя, экстренное торможение остается вполне возможным. Приводятся в действие тормоза гидравликой. Усилитель воздушный (пневматический). Ручник также имеется, он механически (стальным тросом) соединен с задними механизмами. Тормоза имеют следующую конструкцию:
Самые последние модели, выпущенные совсем недавно, оснащаются антиблокировочной системой (АБС). В качестве прототипа автомобиля использовалась одна из моделей малотоннажного грузовика от концерна Mercedes Benz под названием Vario. От него же была унаследована конструкция рамы – лестничного типа, в которой имеются лонжероны с сечением типа «швеллер». Такие конструктивные особенности позволяют «Бычку» быть довольно безопасным, поскольку даже при лобовом столкновении на большой скорости вероятность складывания рамной конструкции минимальна. Рама имеет следующие габаритные размеры:
В передней части рамы имеется специальное устройство, позволяющее осуществлять буксировку автомобиля. Заправочные емкостиЗаправочные емкости автомобиля довольно велики, и это обосновано мощностью двигателя и его предназначением:
В нашей статье можно разобраться с техническими характеристиками КамАЗа-53215, а также узнать, какое оборудование можно устанавливать на его шасси. Перейдя по следующей ссылке http://spez-tech.com/tehnika/raznoe/kak-burit-skvazhinu-na-vodu-svoimi-rukami.html, вы найдете информацию о бурении скважины на воду своими руками, а также сможете посмотреть видео на эту тему. Кабина и ее наполнениеКабина ЗИЛа-5301 довольно комфортабельна, несмотря на непритязательный внешний вид. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать. Водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз. Руль двухспицевый, большого диаметра. Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму. Существуют модификации кабин (удлиненные), оснащенные люком и спальным местом. Кабина имеет рамную конструкцию, обшитую листами металла. Благодаря этому водитель и пассажиры всегда будут в безопасности – различные ДТП с участием «Бычков» происходят обычно без серьезных травм. Простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем. Его приобретают и эксплуатируют как крупные организации, занимающиеся различного рода перевозками, так и частные извозчики, промышляющие транспортировкой грузов на небольшие расстояния в пределах одного региона. Большую часть систем и узлов можно легко отремонтировать прямо в дороге. Конечно, ЗИЛ не лишен определенных недостатков, но все они перекрываются дешевизной его эксплуатации. Именно поэтому он является одним из самых популярных малотоннажных автомобилей на сегодняшний день. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Потребность отечественного рынка в малотоннажных грузовиках ощущалась всегда. Лидирующие позиции в данном отраслевом сегменте всегда занимала продукция отечественного Горьковского автомобильного завода и автомобили ведущих европейских производителей. В отсутствие государственных заказов на среднетоннажные грузовики ЗИЛ в начале 90-х годов прошлого века , на заводе им. Лихачева было принято решение о разработке и производстве трехтонного грузового автомобиля. В конструкции предполагалось использовать запасные части от ранее выпускаемых моделей, однако в качестве образца по раме и ходовой части был взят немецкий Mercedes-Benz T2 выпускавшийся в Германии более 14 лет. В результате симбиоза собственных и заимствованных технических решений и белорусских тракторных моторов появился ЗИЛ-5301 «Бычок». Интересен тот факт, что свой отраслевой индекс «5301» он получил ошибочно, и начинаться он должен был с тройки, что правильно отражало бы его принадлежность к малотоннажному классу. Когда ошибка была обнаружена, ее исправление повлекло бы переделку технической документации и серьезные финансовые и временные затраты. В результате все было оставлено, как есть. Навигация по статье НазначениеИзначально «Бычок» задумывался как быстрый и маневренный грузовой автомобиль для использования в городских условиях и на маршрутах небольшой протяженности. Как и большинство моделей произведенных на заводе им. Лихачева, ЗИЛ-5301 предназначался для определенных отраслей хозяйства в зависимости от установленного на его базу оборудования. Его до сих пор можно встретить на производственных предприятиях, в сельскохозяйственном производстве, на животноводческих комплексах, в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве и торговле. Оборудованные для перевозки пассажиров «Бычки» используются в качестве маршрутных такси. Надежная рамная конструкция позволяет успешно применять ЗИЛ-5301 для эвакуации легковых автомобилей. Некоторые модели машины специально разрабатывались как специальные автомобили для скорой помощи и аварийных служб.
|
СОДЕРЖАНИЕ
0
998 просмотров
20 августа 2019
Комментировать
0
998 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит