Когда-нибудь каждый автолюбитель, привыкший делать всё своими руками, сталкивается с необходимостью демонтажа шкива коленчатого вала. Чаще всего это связано с заменой уплотнительных сальников, которые со временем стареют, трескаются и начинают пропускать масло. Для опытного моториста снять шкив коленвала не представляет особой сложности, однако, как показывают форумы в Интернете, рядовые автомобилисты, решившие сэкономить деньги, часто встречаются здесь с большими трудностями.
Так выглядит шкив коленвала
Что мешает снимать шкив коленвала?
В инструкции по эксплуатации автомобиля и руководству по ремонту процедура демонтажа коленчатого вала, включая снятие шкива, описывается красиво и немногословно, и кажется, что это легко выполнить. Но на деле всё оказывается не так просто. Причин тому несколько:
- Неудобное для проведения работ расположение шкива в моторном отсеке. Он скрыт за генератором и подход к нему ограничен элементами конструкции кузова. Шкивы бывают обычные и демпферные, которые имеют дополнительное внешнее кольцо с резиновым уплотнителем для поглощения вибрации. Чтобы добраться до элементов крепления шкива, нужно ослабить натяжные болты и снять ремни генератора и гидроусилителя. И даже после этого при выполнении демонтажных работ следует соблюдать особую осторожность в приложении сил, чтобы случайно не повредить окружающие близкорасположенные детали и лакокрасочное кузовное покрытие.
- При установке на заводе шкив коленвала зажимается болтом или гайкой с высокой силой сжатия, чтобы обеспечить надёжное крепление. В процессе работы двигателя правая резьба крепления способствует дальнейшему усилению зажима. Высокая температура и действие окружающей среды с течением времени усугубляют этот процесс посредством коксования масла и коррозии металла. В результате крепёжная гайка или болт прочно прилипает к корпусу шкива, и сорвать это сцепление металлов без знания специальных способов не просто.
- При выключении сцепления коленчатый вал свободно проворачивается с посредством любого гаечного ключа. Поэтому, прежде чем как открутить шкив коленвала, следует решить вопрос надёжной фиксации его положения, чтобы исключить проворачивание при откручивании гайки. В мастерских для этого используют специальные приспособления, которые прикручиваются болтами к шкиву в технологические отверстия и создают надёжный упор против проворачивания. При отсутствии таких приспособлений данную проблему можно решить установкой надёжных упоров под колёса и постановкой 4-й скорости механической коробки передач. Можно также зафиксировать маховик коленвала, упирая в его зубья или отверстия монтировку.
Как открутить шкив коленвала?
Снятие шкива. Откручиваем гайку
Шкив может закрепляться на конце коленвала посредством силового болта или гайки. Гайка встречается у большинства заднеприводных машин. У неё могут быть специальные выступы для зацепления с ручкой «кривого стартера», так называемый «храповик». Для срыва гайки мастера на СТО применяют торцовый ключ на 36 или 38 с приваренной длинной ручкой и фиксирующее приспособление, надеваемое на шкив. А как открутить шкив коленвала, закрепленный гайкой, в домашних условиях? Для этого можно поступить следующим образом:
- поставить машину на «яму» или эстакаду;
- включить 4-ю передачу, чтобы исключить проворачивание коленчатого вала при откручивании гайки;
- поднять ручку стояночного тормоза вверх до упора, чтобы исключить проворачивание колёс и продвижение автомобиля;
- обстучать деревянным молотком грани крепёжной гайки;
- используя торцовый ключ по размеру гайки и удлинитель ручки в виде металлической трубы, попытаться резким движением против часовой стрелки сдвинуть гайку с прикипевшего положения.
Видео: Как открутить гайку на шкиве колевала и заменить сальник
В случае успеха можно, изменяя положение головки ключа, постепенно выкрутить гайку до конца. Если эта попытка оказалась безуспешной, то можно применить следующий метод:
- поставить ручку коробки передач в нейтральное положение;
- снять колпачки со свеч зажигания, чтобы исключить искрообразование и запуск двигателя;
- накинуть головку ключа на гайку и упереть конец рычага в землю или лонжерон так, чтобы шкив не мог провернуться вправо;
- кратковременным включением зажигания придать коленвалу импульс вращения. Обычно одна или две попытки запуска помогают гайке сойти с места, и далее она легко откручивается ключом.
У большинства переднеприводных машин шкив закрепляется болтом. Перед тем как снять шкив коленвала, затянутый болтом, следует выполнить следующие операции:
- приподнять правую часть машины спереди и установить её на козелок или пенёк, демонтировать колесо;
- убрать блок воздушного фильтра, защитный кожух, ослабить и удалить приводной ремень электрогенератора, устранить все детали, которые препятствуют свободному доступу к шкиву;
- чтобы застопорить коленчатый вал, нужно снять заглушку в картере сцепления и вставить в отверстие монтировку, уперев его в зубья маховика;
- накинув на болт головку ключа, с помощью удлинителя рычага приложить несколько резких усилий в направлении левого вращения, чтобы сорвать болт с начального положения. В основном попытки завершаются успешно. При неудаче можно попробовать метод, приведенный выше для откручивания гайки, с кратковременным запуском стартера.
Следует иметь в виду и опыт простого народа, который позволяет снизить сцепление гайки и болта со шкивом. Если заранее смазать болт или гайку уксусной эссенцией, тормозной жидкостью или смазкой типа WD, то они откручиваются легче. Здесь находится информация о том где находится и как проверить датчик коленвала.
Как снять шкив коленвала
После откручивания крепления нужно снять шкив. Он плотно сидит на ступице и фиксируется шпонкой, поэтому просто стянуть его с вала рукой не удастся. Лучше всего использовать для этого специальный съёмник, который имеет две лапки, захватывающие края шкива и центральный закручивающийся винтовой упор, упираемый в ось вала. При отсутствии съёмника можно использовать для этого монтировки, которыми нужно равномерно поддевать шкив с противоположных сторон, прилагая усилия в направлении от вала.
Точку приложения силы нужно стараться выбирать максимально приближённую к валу. Перед тем как снять шкив коленвала, можно аккуратно обстучать его деревянным молотком, чтобы устранить возможный перекос. Следует соблюдать особую осторожность, чтобы не деформировать фиксирующую шпонку и паз. Обратную установку шкива на вал следует производить после обработки установочных мест солидолом, чтобы не прилагать больших усилий приводящих к перекосу.
Летом менял ремень грм, и столкнулся с проблемой откручивания гайки и снятия шкива коленвала. Нашел пару простых советов в интернете как сорвать гайку, больше всего понравилось как с помощью старого ремня генератора застопорить шкив.
Сам шкиф я стягивал самодельным съемником. Простая металлическая пластина с двумя отверстиями по краям, две шпильки и две шайбы.
Процесс выглядит так: вставляем болт кв на место но не закручиваем, одеваем "съемник" и начинаем затягивать шпильки, вот в принципе и все
Я думаю эти небольшие ухищрения очень кстате если неохота скидывать радиатор и сливать ож)
Шкив представляет собой колесо, по ободу которого проходит канавка. Колесо крепится к валу и играет важную роль в конструкции двигателя, отвечая за передачу крутящего момента с вала на приводной ремень. Представление о том, как снять шкив с электродвигателя, необходимо, когда предстоит ремонт или перестановка детали на новый двигатель.
В этой статье вы найдете описание существующих методов демонтажа шкива и ряд советов по их применению.
Как снять шкив с электродвигателя: выбор подходящего способа
Универсальная методика, применение которой оправдывает себя чаще всего, это простое механическое воздействие – легкие удары с противоположных сторон шкива, поочередно. Таким образом, шкив постепенно сдвигается с места посадки на вал и может быть снят.
В более сложных случаях перечень необходимых действий планируется, исходя из следующих факторов:
- способ крепления шкива к валу двигателя (тип посадки);
- состояние поверхностей в месте соединения (зависит от срока эксплуатации, подверженности материалов коррозии).
При каких условиях возможно снятие шкива с электродвигателя без съемника
Есть ряд случаев, когда для эффективного решения вопроса о том, как снять шкив с электродвигателя, без съемника не обойтись. Однако необходимость применения специальных приспособлений обычно отсутствует, если:
- шкив был установлен без напрессовки, то есть диаметр вала не превышает диаметр отверстия шкива;
- сопряженные поверхности не подвергались деформации в процессе работы двигателя.
На электродвигателях невысокой мощности надежная фиксация шкивов обеспечивается посредством шлицевой посадки, с помощью резьбовых соединений или стопорных элементов (колец, шайб). Для отделения шкива от двигателя в таких случаях достаточно раскрутить гайки (или снять кольца). Ситуация сложнее, если в месте крепления использовано кольцо с зубчатыми краями.
Прежде чем выкручивать соединительные элементы, рекомендуется аккуратно зафиксировать шкив при помощи тисков. Во избежание деформирования шкива, между пластинами тисков и поверхностью зажимаемой детали устанавливают прокладки из дерева.
Метод нагревания
Если для монтажа шкива применялся термический способ, основанный на расширении материалов, металлов в частности, при нагревании, то тепловое воздействие на шкив потребуется и для его демонтажа:
- вследствие нагревания, производимого с краев шкива, увеличивается на доли миллиметра диаметр отверстия и, соответственно, снижается степень прижатия к валу;
- после этого становится возможным сдвинуть деталь с посадочного места, последовательно постукивая по ней с разных концов.
На что следует обратить внимание, используя данную методику:
- разового нагревания может оказаться недостаточно, особенно при большом диаметре отверстия шкива;
- вал должен быть надежно изолирован от повышающего температуру действия, которое применяется к шкиву, поскольку в случае косвенного нагрева вала сопряжение элементов станет только крепче;
- если это произошло, необходимо дождаться полного остывания элементов и повторить процедуру.
В зависимости то того, из какого материала изготовлены шкив и вал, может быть выбрана другая стратегия, при которой, напротив, вал подвергается охлаждению.
Применение съемника для снятия шкива
Перед тем, как снять шкив с вала электродвигателя, можно установить специальное приспособление – съемник, устройство которого несложно. Конструкция включает в себя:
- металлическую пластину с отверстием по центру и неширокими прорезями;
- гайку, приваренную к пластине;
- болты (размер одного, с углублением в торце, должен соответствовать приваренной гайке, другие два – поменьше).
Недостатком метода является необходимость незначительного нарушения целостности шкива, в поверхности которого для крепления съемника:
- просверливаются 2 отверстия;
- нарезается резьба (по размеру малых болтов съемника).
Съемник действует следующим образом:
- пластина крепится двумя болтами к шкиву;
- третий болт начинают вкручивать в центральную гайку, при этом торцом он упирается в металлический шарик, предварительно закрепленный в центровочном пазе вала;
- по мере вкручивания, болт отжимает пластину съемника от вала, постепенно снимая с посадочного места шкив.
Есть вероятность того, что хода болта окажется недостаточно для того, чтобы сместить деталь. В таком случае попробуйте подложить дополнительные гайки под боковые болты.
Таким образом, знание основных методов демонтажа и навыки работы с простыми инструментами помогут вам подобрать оптимальную последовательность действий и оперативно отделить шкив от вала.