No Image

Какой аккумулятор рекомендован заводом изготовителем

СОДЕРЖАНИЕ
0
966 просмотров
20 августа 2019

Помимо легковых автомобилей на дорогах, можно встретить большое число грузовых машин. Принципиально их устройство ничем не отличается от легкового транспорта. А, значит, во всех грузовых автомобилях также трудятся стартерные аккумуляторы. Конечно, в них используются более мощные и износостойкие модели. Это обусловлено характером эксплуатации грузовых авто. Грузовики преодолевают большие расстояния за короткий срок, эксплуатируются в режиме 24/7, часто подвергаются серьёзным нагрузкам в разных климатических зонах. Поэтому производители аккумуляторов выпускают для них специальные серии АКБ. Давайте, рассмотрим некоторые из них.

Особенности АКБ для грузовых авто

Итак, аккумуляторы для грузовых автомобилей отличаются от легковых по следующим характеристикам:

  • Пусковые и электрические характеристики;
  • Габариты;
  • Срок эксплуатации.

  • Высокий стартерный ток;
  • Увеличенный срок эксплуатации;
  • Повышенная виброустойчивость;
  • Прочный корпус, устойчивый к ударному воздействию;
  • Адаптация к интенсивной эксплуатации;
  • Должны выдерживать большое количество циклов заряд-разряд.

Как правило, аккумуляторы для грузовых автомобилей имеют номинальную ёмкость выше 100─110 А-ч. В таблице ниже можно посмотреть примерное соответствие ёмкости аккумулятора типу транспортного средства.

Ёмкость аккумулятора, А-ч Транспортное средство Объем двигателя, л
Ёмкость аккумулятора, А-ч Транспортное средство Объем двигателя, л
55 легковые автомобили 1 – 1,6
60 легковые автомобили 1,3 – 1,9
66 легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники) 1,4 – 2,3
77 грузовые автомобили малой грузоподъемности 1,6 – 3,2
90 грузовые автомобили средней грузоподъемности 1,9 – 4,5
140 грузовые автомобили 3,8 – 10,9
190 спецтехника (экскаваторы, бульдозеры) 7,2 – 12
200 грузовые автомобили (фуры, автопоезда) 7,5 – 17

Корпус аккумулятора для грузовых машин легко отличить от моделей для легковых ТС. Он более вытянутый, а выводы находятся с одного торца. Как и легковые, АКБ для грузовых авто выпускаются прямой и обратной полярности.

Аккумуляторные батареи для грузовиков имеют больший вес, чем у легковых моделей. Это обусловлено наличием большего числа пластин, что в конечном счёте обеспечивает более высокий пусковой ток и ёмкость. Вот можете посмотреть таблицу веса аккумуляторов для некоторых моделей. Среди грузовых аккумуляторных батарей можно встретить модели с номинальной ёмкостью 24 вольта. Обычно такие АКБ эксплуатируются на специальной и тяжёлой грузовой технике.

Среди аккумуляторов для грузовиков часто встречаются модели гибридного типа, имеющие положительные пластины из сплава свинца с сурьмой, а отрицательные – с кальцием. Подробнее о гибридных автомобильных аккумуляторах можно прочитать по указанной ссылке.

Стоит отметить следующий момент. Многие производители подразделяют свои аккумуляторы для грузовых автомобилей на три группы:

  • Heavy Duty. Это недорогие модели, как правило, обслуживаемые. Их рекомендуют устанавливать на небольших грузовых автомобилях со стандартным набором электрического оборудования;
  • Super Heavy Duty. Аккумуляторные батареи этого типа разработаны для эксплуатации в очень тяжёлых условиях. Такие АКБ обладают улучшенной конструкцией, увеличенным количеством циклов заряд-разряд и большей пусковой мощностью. Часто аккумуляторы этой группы выполнены по гибридной технологии;
  • Heavy Duty Extra. Аккумуляторные батареи этой группы относятся к продукции специального назначения и предназначены для экстремальных условий работы. Часто такие батареи используются в тяжёлой строительной и горнодобывающей технике. Они отличаются усиленным корпусом, увеличенным набором пластин и повышенной стойкостью к вибрационному воздействию.

Модели аккумуляторов для грузовиков

АКБ для грузовых авто будет удобнее рассмотреть по странам производителям, где перечислим основные фирмы, имеющие в своём модельном ряду такие аккумуляторы.

Российские АКБ

Среди отечественных производителей, выпускающих АКБ для коммерческого транспорта можно отметить продукцию АкТех, Tubor, Тюменского аккумуляторного завода, Аком.

АкТех

В арсенале АкТех для грузовых автомобилей можно найти следующие серии АКБ:

Аком выпускают аккумуляторы для грузовых автомобилей номинальной ёмкостью от 140 до 225 А-ч.

Тюменский аккумуляторный завод

Этот производитель имеет в своей продуктовой линейке аккумуляторы для тяжёлой гусеничной техники 12СТ (24 В) и 6СТ (12 В). Они выпускаются в сухозаряженном исполнении, имеют морозоустойчивый и ударопрочный корпус, электроды увеличенной массы.

Tubor

TUBOR Accumulating Energy предлагают для грузовых автомобилей серию Titan Maxx. Производитель сообщает, что корпус этих АКБ специально усилен, а электроды производятся по специальной технологии. Titan Maxx используются на грузовиках и сельскохозяйственной технике.

Грузовой аккумулятор Titan Maxx

Немецкие АКБ

Среди немецких производителей аккумуляторы для грузовых автомобилей можно найти в линейке продуктов компаний Moll, Energizer, Varta, Bosch. Серии этих АКБ можно видеть на изображениях ниже.

Moll Professional truck

Moll Heavy Duty truck

Energizer Commercial Premium

Varta Promotive Black

Varta Promotive Blue

Varta Promotive Silver

Varta Promotive EFB

Bosch T4 Heavy Duty

Bosch Т5 Heavy Duty Extra

Польские АКБ

Польские аккумуляторы для коммерческого транспорта можно найти в фирмах Шнайдер, Centra, 1 Storm.

Centra Heavy Duty

Японские АКБ

При выборе аккумулятора для грузового автомобиля среди японских АКБ можно обратить внимание на продукцию фирм GS Yuasa, FB (Furukawa Batteries).

GS Yuasa Proda Neo

Alaska Heavy Duty

Американские АКБ

Среди продукции американских производителей можно найти достаточно много аккумуляторов для грузовых автомобилей в модельном ряду таких фирм, как Exide, Hagen, ACDelco, Afa, American, Gigawatt, Deka.

Hagen Heavy Duty

Deka Precision Built

Прочие

Аккумуляторные батареи для грузовиков можно найти в линейках под брендами Tab, Topla, Vortex, Docker, Ista, Oberon и других.

Не секрет, что автомобильный аккумулятор рано или поздно потребует замены. Многие автомобилисты уважают аккумуляторные батареи (АКБ) зарубежного производства от проверенных брендов вроде Bosh или Varta. Их минус – высокая стоимость, которая не каждому по карману. Однако и российские заводы по производству аккумуляторов в последние годы выходят на все более высокий уровень, поставляя качественную продукцию.

Производство АКБ в России

Российские заводы, производящие автомобильные АКБ, являются одним из важных сегментов промышленности страны. В большинстве случаев заводы, производящие автомобильные аккумуляторы, совмещают этот процесс с производством других АКБ – например, для народного хозяйства или вооруженных сил. В целом, аккумуляторы используются в самых различных областях жизнедеятельности.

С момента строительства в России первого аккумуляторного завода (1887 год) отечественные производители совершили колоссальный скачок вперед, модернизировали оборудование и продукцию. Современные российские заводы, выпускающие АКБ, имеют огромный потенциал и хорошую базу, за счет чего постоянно совершенствуют свою продукцию.

Как можно увидеть на диаграммах, отечественные производители на равных конкурируют с закубежными заводами, и на сегодняшний день доля российских батарей только увеличивается.

Гелевые

Гелевые аккумуляторы, что следует из названия, наполнены не жидким электролитом, а гелем, основой которого является двуокись кремния. Благодаря гелевой структуре удается избегать замыкания между пластинами, что значительно уменьшает процесс разрушения элементов.

Производство гелевых АКБ не поставлено в России на широкую ногу. Такие автомобильные батареи производят лишь несколько компаний (Тангстоун, АКБ TS). Стоимость зарубежных гелевых аккумуляторов по этой причине весьма высока (от 18 тысяч рублей).

Технология AGM

Технология производства AGM батарей отличается тем, что электролит в них располагается в «губках» из стекловолокна, которые размещаются между пластинами. Сами пластины делают из чистого свинца, что обеспечивает высокие токи АКБ, а это, в свою очередь, влияет на более быстрый заряд аккумулятора.

Автомобильные батареи AGM на территории Российской Федерации производит НПП «Источник». Производитель предлагает аккумуляторные батареи емкостью от 50 до 200А/ч. Средняя «цена вопроса» – 13 тысяч рублей.

EFB батареи

В 2015 году аккумуляторный завод «АКОМ» стал первым предприятием в России, которое начало производить и продавать батареи по технологии EFB. Новые батареи «АКОМ EFB» попали в средний ценовой сегмент и не сильно отличаются по стоимости от основной линейки аккумуляторов данного производителя.

У EFB аккумуляторов есть ряд своих «фишек», несвойственных другим батареям:

  • при изготовлении пластин используется полоса из специального сплава, которая на 40% толще, чем для стандартных пластин;
  • более высокий вес пластин (плюс 40%) повышает их стойкость к коррозии;
  • «минусовая» пластина находится в нерастворимой пастирующей бумаге, из-за чего набухание и оплывание активной массы полностью исключено;
  • на «плюсовой» пластине есть сепаратор со стекловолокном, благодаря ему активная масса не разрушается.

Технология EFB повышает число циклов заряда-разряда, а также делает АКБ устойчивым к глубоким разрядам.

Тяговые аккумуляторы российского производства

Тяговые аккумуляторы, производимые в России, рассчитаны на продолжительную отдачу тока. АКБ данного вида используются на спецтехнике, лодочном транспорте, электромобилях и гибридах.

Данный вид агрегатов производится на Тюменском, Курском и Великолукском аккумуляторных заводах. ТАЗ предлагает покупателям аккумуляторы емкостью от 200 до 1200А/ч с номинальным напряжением 80В. Батареи Курского АЗ имеют зарядку от 210 до 1000А/ч. Что касается тяговых АКБ от Великолукского АЗ, то их отличительная черта – 4-летний ресурс работы. У них очень широкий температурный диапазон использования — от -20 до +45 градусов Цельсия.

Российские аккумуляторные заводы и их основные модели

«Аккумуляторные технологии»

Компания занимается выпуском автомобильных аккумуляторов с 1999 года. «Аккумуляторные технологии» предлагают следующие виды агрегатов:

  1. SLI-Ultra (Зверь). Производитель гарантирует непрерывную работу АКБ даже при температуре до 50 градусов мороза.
  2. SLI-Premium (DUO Extra, R-Line). Модель предназначена для автомобилей класса D, E, F.
  3. SLI-Pro (Актех, SOLO). Обе батареи устойчивы к низким температурам и ударам. Позволят завести «железного коня» даже при 30 градусах мороза.
  4. SLI-Eco (Орион, VSA, Пульс, Актив и др.). В этом ряду имеется 6 моделей. Каждая из них годится для любого современного автомобиля.

Группа компаний «Русские аккумуляторы»

В этот холдинг входят три аккумуляторных завода — Подольска, Саратова («Электроисточник») и Курска. Предприятия объединились во благо российской аккумуляторной промышленности.

Подольский завод сегодня — это главный поставщик батарей для АВТОВАЗа. В ассортименте завода — более 60 аккумуляторов для машин самого разного типа. Саратовский аккумуляторный завод производит батареи для автомобилей, общественного транспорта и тракторов.

Стартовые АКБ, которые изготавливает САЗ:

  1. АКБ «Форсаж». Данный аккумулятор, по заверениям производителя, прослужит 3 года. Показатели пускового тока в 12-вольтовых батареях колеблются от 530 до 800В.
  2. «Пилот». В этих АКБ, по заверениям производителя, снижен риск замыкания, а безопасность батареи повышена. Модель подходит для использования в условиях сверхнизких температур (до −50 градусов).

Курский завод работает на производство АКБ для запуска двигателя, стационарные и тяговые. Среди производимых Курским заводом стартерных аккумуляторов можно отметить:

  • Selenius;
  • Атом;
  • Дальнобойщик;
  • Исток;
  • КЗА Стандарт и Мото;
  • ПАЗ Стандарт;
  • Пилот и Пилот Мото.

ЗАО «АКОМ»

Завод заявляет о повышенном пусковом токе своей продукции. В частности, в модели «Реактор» эта цифра достигает 1000А.

Продукция ЗАО «АКОМ»:

Торговый дом «TUBOR»

Отметим, что Tubor — один из родоначальников кальциевого производства аккумуляторов в России. именно этот бренд внедрил технологию гибридных АКБ (пластины из свинец-сурьмы и кальция).

Производитель предлагает следующие модели:

  1. Гибридный аккумулятор «Титан-Стандарт». Емкость — до 135А/ч, пусковой ток — до 880А.
  2. Titan Euro Silver. В производстве использованы технологии сепараторов пониженного давления, которые обеспечивают увеличенный пусковой ток.
  3. TITAN ARCTIC Silver. Модельный ряд предназначен для суровых погодных условий. Батареи успешно работают в −50 градусов. Изготавливаются с добавлением серебра и на основе кальциевых технологий.

По контрактным соглашениям Tubor выпускает АКБ российского производства Cobat energy, Tubor OEM, Vaiper, Batrex, Bat. Эти батареи не отличаются выдающимися характеристиками, но и цена на них вполне лояльна – от 3 тыс. рублей.

ОАО «Тюменский аккумуляторный завод»

Предприятие производит линейку свинцовых стартовых АКБ.

Емкость аккумуляторов достигает 100А/ч. В ассортименте представлены следующие модели:

  1. «Премиум». Данные АКБ уверенно переносят глубокие разряды. Резервная емкость аккумуляторов — 169 минут.
  2. «Стандарт». Резерв этих АКБ равняется примерно 179 минутам. Из плюсов стоит выделить приятную для покупателя цену – от 3 тысяч рублей.
  3. «Сибирь». По заверениям производителя, батарея способна без проблем выдерживать перепады тока «на борту» автомобиля. Максимальная емкость составляет 92А/ч с пусковым током 700А.
  4. «Тайга». Резервная емкость — 158 минут при емкости 90А/ч. При изготовлении была установлена система отвода газов, благодаря которой эксплуатация АКБ стала безопасней.

Добавим, что вся продукция ТАЗ показывает великолепные результаты при тестах на лютом морозе – от -20 до -50 градусов.

Вот официальное видео одного из лучших аккумуляторных заводов России:

Рязанский завод «Тангстоун»

Предприятие объединило в себе британские и российские технологии – это совместное производство двух стран. В ассортименте представлены свинцово-никелевые и гелевые батареи, а также АКБ для промышленности.

  1. Contact и SilverStar. Емкость батареи — до 132А/ч, пусковой ток — до 860А.
  2. «Спутник». Производитель отмечает ускоренную способность данной АКБ восстанавливать заряд благодаря утолщенным электрода и специальным добавкам.
  3. SilverStarHibrid. Расход воды и саморазряд этого аккумулятора – минимален, утверждает производитель. Отмечается хорошим пусковым током и емкостью.
  4. TS. Гелевая аккумуляторная батарея. Отличительна черта — высокий ток холостой прокрутки.

Великолукский завод щелочных аккумуляторов (ВЗЩА)

Основная сфера деятельности предприятия — выпуск промышленных батарей. АКБ от ВЗЩА пользуются популярностью во многих сферах и отраслях: метрополитен, электротранспорт, нефтегазовая и угольная промышленность, ж/д транспорт и т.д.

Линейка свинцово-кислотных АКБ представлена следующими сериями:

  • PzS – батареи с тяговыми электродами;
  • OPzS — стационарные батареи с жидким электролитом;
  • OPzV — стационарные герметичные батареи.

АИТ (Завод автономных источников тока)

Прошлое название предприятия — Саратовский завод щелочных аккумуляторов. Сегодня ОАО АИТ выпускает следующие виды аккумуляторов:

  • АКБ для систем автономного энергоснабжения, а также для резервного питания, если центральная сеть вдруг отключится;
  • батареи серий НК, KM (KPM), KL (KPL), KGL. Их сфера применения крайне широка: городской и складской электротранспорт, системы телекоммуникаций, нефтегазовая сфера и пр.;
  • АКБ линейки KH (KPH). Используются при запуске ДВС дизелей тепловозов, различной техники, дизель-генераторов.

Рейтинг отечественных АКБ

Лидерами среди российских производителей АКБ можно назвать «Аккумуляторные технологии» и Тюменский аккумуляторный завод. Но нельзя не признать, что все производители постоянно стремятся совершенствовать свою продукцию и определить лучший отечественный автоаккумулятор не так то и просто.

“> Производитель “> Модель “> Средняя цена (в рублях) “> Емкость А/ч “> Ток А “> Масса кг “> Примечания
“> Аккумуляторные технологии “> SLI-PRO “> 4000 “> 64 “> 550 “> 15,66 “> Отличные показатели пускового тока и резервной емкости.
“> Тюменский АЗ “> 6СТ-64 “> 3000 “> 64 “> 590 “> 16,6 “> Побеждает по многим показателям, в том числе по цене.
“> Тюменский АЗ “> Стандарт “> 3000 “> 62 “> 500 “> 16,8 “> Высокая работоспособность на морозе (−30 градусов).
“> Аккумуляторные технологии “> 6СТ-64 L3 “> 4100 “> 64 “> 570 “> 17,05 “> Маловато резервной емкости.
“> Tubor “> Titan Arctic Silver “> 2600 “> 62 “> 575 “> 15,68 “> Самый лучший пусковой ток. Удачное соотношение цены и качества
“> Tubor “> Titan Standart 6СТ-55.0VL “> 3450 “> 55 “> 470 “> 15 “> При 29 градусах мороза батарея не выдерживает -напряжение проседает ниже «ватерлинии».
“> Курский АЗ “> 6СТ-60N “> 2800 “> 60 “> 420 “> 13,67 “> Низкие результаты тестов приведенной энергии пуска в различных условиях.
“> Курский АЗ “> 6СТ-55NR “> 3000 “> 55 “> 420 “> 12,95 “> Единственный плюс — невысокая цена.
“> Тобольский АЗ “> 6СТ-62N “> 2700 “> 62 “> 520 “> 14,55 “> Не смог работать при −30 градусах
“> Подольский АЗ “> 6СТ-55 N “> 2610 “> 55 “> 420 “> 15,8 “> Все оценки тестов – невысокие. На морозе быстро прекращает работу.

Заключение

Российские производители аккумуляторных батарей для автомобилей стараются не отставать от иностранных конкурентов, постоянно совершенствуя свою продукцию. Надо сказать, что новые технологии позволяют российским заводам добиваться уникальных результатов. Российские автомобилисты все чаще останавливают свой выбор на отечественных АКБ и остаются довольны отдачей. Однако только вам решать какое решение лучше для вашего авто.

ГЛАВНАЯ » СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТО » Какой аккумулятор лучше для автомобиля

суббота, 22 октября 2016 г.

Какой аккумулятор лучше для автомобиля

  • Что нужно знать для правильного выбора аккумулятора?
  • Основные правила выбора аккумулятора.
  • Рекомендации по маркам аккумуляторов.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА АККУМУЛЯТОРА

В первую очередь необходимо уяснять какие функции выполняет аккумулятор, а они следующие:
– аккумулятор запускает двигатель автомобиля;
– аккумулятор позволяет работать электроустройства при выключенном двигателе автомобиля;
– берет на себя функцию генератора при выходе его из строя.

Из этого следует, что аккумулятор рассчитан на постоянную и стабильную работу. В случаях больших простоев автомобиля или в тяжелых климатических условиях могут возникнуть проблемы в стабильной работе аккумулятора.

  • в какой климатической зоне он будет работать;
  • в каких условиях он будет эксплуатироваться;
  • как часто будет эксплуатироваться автомобиль;
  • соответствие нор энергопотребления;
  • соответствие качества заявленные в свидетельстве.

Выбор аккумулятора во многом зависит от его конструктивных особенностей:

  • В старых автомобилях используются аккумуляторы со свинцовыми пластинами; автомобили выпущенные в 2000 году и старше используют аккумуляторы со свинцово-кальциевыми пластинами; в современных автомобилях уже применяют гелиевые аккумуляторы.
  • Вид сепаратора аккумулятора: аккумуляторы с карманным видом сепаратора служат дольше (до 5 лет) чем аккумуляторы с сепаратором пластинчатого вида (2 года)
  • Обслуживаемый аккумулятор или не обслуживаемый. Необслуживаемые аккумуляторы просты в эксплуатации, но при выходе из строя не подлежат ремонту. Обслуживаемые аккумуляторы требуют дополнительных хлопот вязанных с контролем заряда, количеством электролита, особым режимом работы в мороз.

Выбор аккумулятора по способу его зарядки.

Зарядные аккумуляторы имеют простую конструкцию, очень популярны среди автомобилистов, не хлопотны в обслуживании.

Влияние типа двигателя на выбор аккумулятора.

Двигатели на дизельном топливе требуют аккумуляторы с большей емкостью и пусковым током, причина этому высокие нагрузки и сложности при эксплуатации зимой.

Тип автомобиля важен для правильного выбора аккумулятора

Тип автомобиля во многом определяет какой емкости должен быть аккумулятор. Здесь особой сложности нет, так как завод изготовитель указывает с какой емкостью должен быть аккумулятор. Если вы будете использовать аккумулятор с чуть большей емкостью, чем это заявлено заводом изготовителем автомобиля, ничего страшного в этом нет, а в условиях холодного климата это даже необходимое условие. А мифы по поводу недозарядки аккумулятора стартером или сгоранием самого стартера из-за аккумулятора большей емкости, можно отбросить в сторону.

Емкость и пусковой ток аккумулятора

Пожалуй это два самых важных показателя у аккумулятора.

Емкость аккумулятора это характеристика показывающая количество энергии отдаваемая аккумулятором в час. Рекомендация по выбору аккумулятора в зависимости от емкости и типа автомобиля приведен на рисунке выше.

Для автомобиля на соляре не стоит покупать дешевый узел, а также бывший в употреблении.

Область применения: тягово-стартерные, универсальные, иные.
Тип зарядного устройства.
В случае замены пришедшего в негодность АКБ, лучше купить модель, подходящую под электропитание, приобретенное ранее.

Для долговременной эксплуатации АКБ важны такие характеристики, как ток холодной прокрутки или пусковой (A), емкость батарей (А*ч), величина резерва аккумулятора (мин).

При монтаже автомобильного аккумулятора нужно учитывать габаритные размеры, вид и расположение клемм, их полярность.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА АККУМУЛЯТОРА

Когда вы покупаете аккумулятор, то воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Всегда смотрите на дата изготовления прибора. Старайтесь брать аккумуляторы недавно произведенные, потому что со временем его характеристики со временем снижаются, особенно если он заряжен.
  • Сравнивайте норму электролита с заявленной в паспорте, до покупки аккумулятора.
  • Обращайте внимание на соотношение рабочих параметров аккумулятора и генератора.
  • Узнайте имеется ли возможность обменять старый аккумулятор с доплатой на новый

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРКАМ АККУМУЛЯТОРОВ

Сейчас в сети можно найти массу информации по поводу рейтинга моделей аккумуляторов. причем достаточно отзывов и прямо противоположных мнений относительно одной и той же модели аккумулятора. Поэтому какой аккумулятор лучше для автомобиля это сугубо индивидуальное мнение, но я пожалуй рискну привести лучшие модели аккумуляторов из разряда эконом-класса.

ОПТИМА (США)

ТИТАН

ЗВЕРЬ
В поддержку отечественных производителей стоит упомянуть такие марки как Зверь (2450-7100 р.) и Tyumen Battery (2100-6700 р.).

По соотношению цены и качества от азиатских производителей нужно отметить корейский Медалист (2150-4550 р.). Упорный труд агрегата отмечен теми, кто проживает в холодной климатической зоне.

Много довольных отзывов о таких марках, как Mutlu (3400-10000 р.), Nord Bosh (2400-13200 р.), Varta (2400-7800 р.).

Стоит заметить, что мнения пользователей о Варта и Бош неоднозначны. Есть люди, которые на протяжении трех лет эксплуатации хвалят эти бренды. Встречаются те, кто недоволен этими марками. Особенно теми, что произведены на Подольском заводе (или без обозначения изготовителя).

Комментировать
0
966 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector