Что такое сабвуфер?
Сабвуфер — это динамик работающий на головке электродинамического типа, который воспроизводит низкие частоты(НЧ) басы. То есть низкочастотной составляющей играющей музыки, должны быть где-то от 20 до 120Гц. Выбирая сабвуфер не забывайте, что он не может полностью заменить акустику и лишь дополнение к основной аудиосистеме(колонкам), а не ее замена. Он лишь украсит низко частотный звук, а средние и высокие частоты должны обеспечиваться остальной аппаратурой (колонками и пищалками). Идеальный частотный диапазон для сабвуферного динамика — 30–60 Гц. При этом нижний бас не будет оттягивать сцену на себя.
Сабвуфер не может издавать так называемый «верхний бас». Этот звук должны издавать колонки, так называемые мидбасы, а сабвуферные динамики — только «нижний».
Оптимальный вариант штатной акустики – 5 колонок – 2 спереди, 2 сзади, и 1 или 2 саба.
Одного саба с номинальной мощностью (300-600Ватт) в автомобиле вполне достаточно, так как человеческий слух не воспринимает направление звука с низкой частотой, или поставить два саба с низкой номинальной мощностью по 150-300Ватт (в общем 300-600Ватт). Очень желательно, если спереди есть "пищалки" – специальные высокочастотные динамики, отличающиеся сравнительно малым диаметром диффузора. Дело в том, что возможности этих динамиков в большей мере соответствуют всем необходимым потребностям: они довольно мощные, способны с минимальными искажениями воспроизводить самые низкие частоты с хорошим уровнем.
RMS-номинальная мощность саба.
PMPO-максимальная мощность саба.
Типы сабвуферов.
Сабвуферы для авто делятся на два типа: корпусные и открытые. Как видно из названия, корпусные сабвуферы, поставляются в корпусе, объем которого принято измерять в литрах, а вторые – без корпуса. Они врезаются в заднюю полку или в заднее сиденье машины.
Корпусные сабы делятся на активные и пассивные.
В активных установлен встроенный усилитель мощности вкупе с разделителем частот (кроссовером). А пассивный саб обделен ими и дешевле. Поэтому их цена отличается в 2-3 раза. Печальным фактом является то, что с целью снижения стоимости в активные сабы устанавливают менее качественные динамики. Если у Вас не очень дорогая акустика без отдельного усилителя и автомобиль с кузовом хэтчбек или универсал, то лучше выбирайте активный сабвуфер. Полка над багажником не будет препятствовать проникновению басов в кузов. А в седанах будет верным решение врезать открытый динамик типа "open air" в заднее кресло. Питание будет идти от отдельного усилителя, а багажник выступит в роли отличного корпуса. Но при этом лучше сделать шумуизоляцию багажника, чтоб качество звука не дрибижало.
Основные диаметры динамиков – 8, 10, 12, 15 дюймов. Естественно, что чем больше размер, тем больше мощность и габариты. Наибольшее распространение получили головки размером 10 и 12 дюймов, которые можно считать самым оптимальным решением для автомобиля. Дело в том, что возможности этих динамиков в большей мере соответствуют всем необходимым потребностям: они довольно мощные, способны с минимальными искажениями воспроизводить самые низкие частоты с хорошим уровнем.
Активный сабвуфер – готовое изделие, в котором в корпус установлен динамик, усилитель мощности с необходимыми фильтрами (кроссоверами). Казалось бы, решение найдено, бери активный саб и никаких проблем, однако не все так просто. Отрицательной стороной здесь является то, что с целью снижения стоимости, в активных сабах используется далеко не самое качественное оборудование(НЧ-динамик). Тем не менее, если автомобиль укомплектован штанной аудиосистемой и владелец не испытывает больших претензий к качеству звука, он вполне может воспользоваться активным сабвуфером.
Активные сабвуферы, в отличие от пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам продается некий набор «быстрого приготовления c готовностью к употреблению», т.е. вам стоит только подключить два контакта от головного устройства, и система готова к работе. При этом отсутствует необходимость в согласовании компонентов (головное устройство — усилитель — сабвуфер). Однако у активных сабвуферов есть свои минусы, а именно: при их изготовлении применяются более простые и дешевые компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука. К активным сабвуферам относятся такие модели как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A, PANASONIC EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.
Пассивный сабвуфер – также является готовым изделием, но отличается отсутствием усилителя и обладает более приемлемыми характеристиками. Если мы говорим о серьезных производителях, то в большинстве случаев качество этих устройств вполне удовлетворит многих любителей caraudio, пытающихся сделать звук в своем автомобиле более интересным, красивым и приятным.
Для подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать усилитель, дающий при мостовом включении ту же мощность, которая указывается в паспорте данного сабвуфера как номинальная громкоговорителя.
Способы подключение сабвуферов.
Что может быть проще подключить однокатушечный сабвуфер к моноблоку или к многоканальному усилителю. Совсем другое дело, если сабвуфер с двумя звуковыми катушками или их два и более. Двух катушечный сабвуфер, равно как и два, три и более сабвуферов, можно подключить четырьмя вариантами: каждую катушку по отдельности, параллельное соединение катушек, последовательное и комбинированное. Что дает каждое из этих вариантов коммутации сабвуферов, прежде всего универсальность, разные возможности. Рассмотрим каждый вариант в отдельности. Но прежде всего, нужно понять, что происходит при параллельном или последовательном соединении катушек.
Моноблок – используется только для сабвуфера т. к. имеет только один канал выхода т. е. один+ и один- поэтому подключить к нему колонки невозможно, а усилительимеет минимум два канала выхода т. е. 2 канала+ и 2канала- и при подключении колонок задействуются оба канала выхода, а сабвуфер подключается путем мостового подключения т. е. с одного канала берется + с другого -. Вот собственно и вся разница. И у моноблока вся мощность выходит в чистом виде на сабвуфер а на усилителе мощность усела при мостовом подключении уменьшается вдвое
1) Параллельное соединение катушек, общее сопротивление, грубо говоря, становиться в два раза меньше. Например: соединив параллельно две 4 Ом катушки, у нас получится общее сопротивление в 2 Ом, если соединить две 2 Ом катушки, получится сопротивление в 1Ом. (Используется для давки, максимум мощи!) Формула: 1/R1 + 1/R2 + 1/R3…= 1/R Где R1 первая, R2 вторая катушка.
– Как описано выше, при параллельном соединении, сопротивление уменьшается вдвое, что дает возможность усилителю, работающему с более низкой нагрузкой, выдать больше мощности. Но как говорится «если где-то убудет, то обязательно где-то прибудет». В данном случае так и есть, только наоборот, мощность увеличилась, а контроль усилителя над сабвуфером уменьшился, вследствие чего, бас становится размазаней.
2) Последовательное соединение –получается противоположный эффект. При последовательном подключении двух 4 Ом катушек, получаем сопротивление равное 8 Ом, при подключении двух 2 Ом катушек, получаем 4 Ом. и т.д. (Лучший вариант для повседневки!) Формула: R1 + R2… = Где R1 первая, R2 вторая катушка.
-Если усилитель мощный, почему бы и нет, увеличиваем импеданс (сопротивление) и получаем более проработанный бас. Хочу еще добавить, если сопротивление скоммутированых катушек превышает допустимую нагрузку усилителя, это совсем не страшно, просто отдаваемая мощность усилителя будет меньше. Допустим усилитель с заявленной работой на нагрузку в 4 Ома, выдает 500 Ватт, при нагрузке в 8 Ом, к примеру – выдаст 350 Ватт.
3) Независимое подключение – Подключение каждой катушки по отдельности. Данный вариант позволяет подключить мощный двух катушечный сабвуфер к менее мощному четырехканальному усилителю, если нет или не имеется возможности приобрести мощный моноблок. Естественно сопротивление катушек должно соответствовать рабочей нагрузке усилителя в мостовом соединении и регуляторы GAIN должны быть на одном уровне.
4)Комбинированное соединение. Сабвуферы – катушки, одновременно подключаются последовательным и параллельным соединением, для коммутации на определенную нагрузку. Вариантов соединения, великое множество, все зависит от количества сабвуферных динамиком, сопротивления звуковых катушек сабвуферов и от возможностей усилителя. (Лучший вариант для повседневки).
4+4 первый саб. 4+4 второй саб. = 4
2+2 первый саб. 2+2 второй саб = 2
Чем выше входное сопротивление усилителя, тем менее шунтирующее влияние он оказывает на источник сигнала, следовательно тем меньше вносится искажений в сигнал.
О выходном сопротивлении: Внутреннее сопротивление акустической системы динамически изменяется от частоты сигнала, поэтому чем меньше выходное сопротивление усилителя, тем меньше будет падение напряжения на его выходном сопротивлении на разных частотах. Внешне это проявляется в завале АХЧ на различных участках.
Что может быть проще подключить однокатушечный сабвуфер к моноблоку или многоканальному усилителю. Совсем другое дело, если сабвуфер с двумя звуковыми катушками или их два и более. Двух катушечный сабвуфер, равно как и два, три и более сабвуферов, можно подключить четырьмя вариантами: каждую катушку по отдельности, параллельное соединение катушек, последовательное и комбинированное. Что дает каждое из этих вариантов коммутации сабвуферов, прежде всего универсальность, разные возможности. Рассмотрим каждый вариант в отдельности. Но прежде всего, нужно понять, что происходит при параллельном или последовательном соединении катушек. При параллельном соединении катушек, общее сопротивление, грубо говоря, становиться в два раза меньше. Например: соединив параллельно две 4 Ом катушки, у нас получится общее сопротивление в 2 Ом, если соединить две 2 Ом катушки, получится сопротивление в 1Ом.
Противоположный эффект получается при последовательном соединении. При последовательном подключении двух 4 Ом катушек, получаем сопротивление равное 8 Ом, при подключении двух 2 Ом катушек, получаем 4 Ом. и т.д.
Подключение каждой катушки по отдельности.
Данный вариант позволяет подключить мощный двух катушечный сабвуфер к менее мощному четырехканальному усилителю, если нет или не имеется возможности приобрести мощный моноблок. Естественно сопротивление катушек должно соответствовать рабочей нагрузке усилителя в мостовом соединении и регуляторы GAIN должны быть на одном уровне.
Параллельное соединение катушек – сабвуферов.
Как описано выше, при параллельном соединении, сопротивление уменьшается вдвое, что дает возможность усилителю, работающему с более низкой нагрузкой, выдать больше мощности. Но как говорится «если где-то убудет, то обязательно где-то прибудет». В данном случае так и есть, только наоборот, мощность увеличилась, а контроль усилителя над сабвуфером уменьшился, вследствие чего, бас становится размазаней.
Последовательное соединение катушек.
Если усилитель мощный, почему бы и нет, увеличиваем импеданс (сопротивление) и получаем более проработанный бас. Хочу еще добавить, если сопротивление скоммутированых катушек превышает допустимую нагрузку усилителя, это совсем не страшно, просто отдаваемая мощность усилителя будет меньше. Допустим усилитель с заявленной работой на нагрузку в 4 Ома, выдает 500 Ватт, при нагрузке в 8 Ом, к примеру — выдаст 350 Ватт.
Комбинированное соединение.
Сабвуферы — катушки, одновременно подключаются последовательным и параллельным соединением, для коммутации на определенную нагрузку. Вариантов соединения, великое множество, все зависит от количества сабвуферных динамиком, сопротивления звуковых катушек сабвуферов и от возможностей усилителя.
Достаточно часто на форумах по автозвуку встречаются посты и темы об автомобильных сабвуферах с двумя звуковыми катушками. В чем их особенность и можно ли воспринимать это как реальное преимущество? Фактически динамики с двойной обмоткой являют собой обычные электродинамические головки, да и визуально они мало в чем отличаются от однокатушечных аналогов. Единственное отличие – наличие дополнительных клемм, которые используются для подключения усилителя мощности. Они изготавливаются из идентичного материала, имеют одинаковое количество витков и близкие электрические характеристики.
Различают несколько конфигураций двухкатушечных сабвуферов. Наиболее распространена комбинация двух катушек по 4 Ома. Кроме того, существуют еще катушки по 3 Ома, 2 Ома и другие. Часто покупатель может столкнуться с тем, что одна модель саба продается в двух версиях: двухкатушечной и однокатушечной. В первую очередь это касается бренда Hertz, а именно модельного ряда Hi-Energy и Energy. Не отстает от Hertz и Focal, который в противовес хертцовским сабам HX 250.5 D и ES 300.4 D предлагает двухкатушечные сабы Performance P 33 V2 и Performance P 27 V2.
Так какую же версию сабвуфера предпочесть при выборе? Целесообразно ли покупать двухкатушечную модель или лучше остановиться на однокатушечном аналоге? Естественно, введение дополнительной звуковой катушки приводит к удорожанию конструкции сабвуфера, иногда также ухудшаются определенные технические характеристики (КПД, чувствительность).
Огромная популярность конструкций с двойной обмоткой, в первую очередь, объясняется таким преимуществом как гибкость в подключении. Это дает возможность оперативно менять сопротивление, мощность, нагрузку на усилитель, а также общий характер звучания.
В основном сабвуфер приобретается для воспроизведения низких частот на определенном уровне громкости, получая при этом максимальное качество звучания. В принципе, для этого вполне достаточно и одной звуковой катушки. Если же не исключается вероятность будущих экспериментов со стереосистемой (изменение общей конфигурации, состава компонентов), то лучше воспользоваться двухкатушечным сабвуфером. Инсталляция двух катушек в один саб – это один из конструктивных методов производителей, который используется для повышения мощности. Особо актуальной двухкатушечная модель будет для системы с двумя сабвуферами, так как появляется возможность подключения сабвуферов параллельно, а их катушек последовательно. При этом оптимальным итоговым сопротивлением считаются стандартные 4 Ома.
Если соединять сабвуфер с усилителем, то двойная обмотка позволяет это сделать тремя способами: параллельно, последовательно и независимо. При этом появляется возможность изменять электрическое сопротивление сабвуфера определенным образом. Следовательно уменьшать и увеличивать мощность. Уменьшение мало кого заинтересует, а вот на увеличение мощности может соблазниться не один автовладелец. В этом случае нужно обязательно соблюдать некоторые правила согласования сабвуферов и усилитель. Для этого рекомендуем ознакомиться со статьей "Оптимальная мощность при выборе сабвуфера и согласование с усилителем".
Рассмотрим особенности всех вариантов подключения, выделяя при этом достоинства каждого из них.
- При параллельной схеме подключения полное сопротивление составляет половину сопротивления одной обмотки. Например, если импеданс одной звуковой катушки составляет 4 Ома, то используя параллельное подключение, общий показатель снизится до 2 Ом. Преимуществом данного варианта подключения является снижение уровня сопротивления, что позволяет усилителю развить больший ток и соответственно получить увеличение мощности звука.
- При последовательном подключении общее сопротивление равняется сумме сопротивлений каждой из обмоток. Таким образом, используя две 4-Омные звуковые катушки, получаем общее сопротивление в 8 Ом. Это позволяет значительно снизить уровень нелинейных искажений.
- При независимом варианте подключения каждая звуковая катушка подсоединяется к определенному каналу усилителя мощности. Данный тип подключения – родоначальник сабвуферов с двойной обмоткой. Лучше всего он подходит для усилителей, которые по своим конструктивным характеристикам не способны работать в мостовом варианте соединения.
Используя сабвуфер с двумя звуковыми катушками важно помнить одно правило: никогда не использовать только одну из них, не задействовав при этом другую. Такой вариант включения приведет к потере качества звучания, ухудшению его эффективности, включая снижение уровня глубины баса и звукового давления.