Когда на хэтчбеке ВАЗ-2112 не работает спидометр, причины могут быть разными. Обычно стремятся чинить приборку, тогда как неисправным оказывается датчик скорости. Неисправность этого датчика блок ЭБУ распознаёт с трудом, и лампа CHECK не включается. Факт поломки датчика скорости приходится выявлять по признакам: холостые обороты всегда остаются низкими, и при переключении передач мотор глохнет. Дальше эти нюансы рассмотрены подробнее, но речь пойдёт только о 16-клапанниках.
Если не работают все приборы, тогда «виноват» один предохранитель. На видео показано, какой именно.
Электрическая схема
Сам датчик запитан напряжением 12 Вольт (розово-чёрный шнур), а ещё один вывод подключён к «массе». Серый провод – это выход датчика. Он соединён с источником напряжения через резистор (см. рис.).
Типичная схема подключения ДС на ВАЗ-2112
На схеме показано, что выход соединён с клеммой ЭБУ. Номер клеммы:
- 9 – блок Январь 5.1, также BOSCH M1.5.4N (мотор 21120, 1,5 л);
- 59 – модуль BOSCH M7.9.7 (ДВС 21124, 1,6 л).
Ещё серый шнур идёт к «красной» колодке на приборке, где он соединяется с клеммой 9.
Как видите, всё элементарно.
Тест панели приборов на видео (самодиагностика спидометра)
Кое-что мы не рассматриваем специально
Питание на схему, показанную в предыдущей главе, поступает с главного реле 6. Его ещё называют «реле зажигания». Также в цепи присутствует предохранитель 1.
Дополнительный блок реле и предохранителей
Когда цепь зажигания разорвана, на ВАЗ-2112 не работает и спидометр, и модуль ЭБУ, и вообще мотор не заводится. Так что совет о проверке реле выглядел бы глупо.
Совет тем, у кого есть осциллограф
Если всё же решитесь демонтировать датчик, подключайте к его выходу (к средней клемме) резистор номиналом 1 кОм. Отвод резистора соединяется с «плюсом» питания. Поворачивая вал рукой, на клемме 2 можно наблюдать импульсы. На один оборот приходится шесть импульсов.
Механика
Дальше на схеме показано, как именно устроен датчик скорости.
Датчик скорости на ВАЗ-2112
- 2110-3843010-13 – датчик;
- 2110-3843010-18 – датчик;
- 2108-3802820-10 – привод спидометра;
- 2101-3802718 – прокладка;
- 2108-3802822 – корпус привода;
- 2108-3802830 – уплотнительное кольцо;
- 2108-3802834-20 – шестерня ведомая;
- 2108-3802833-20 – шестерня ведущая;
- 2101-3802717 – шайба;
- 15896211 – гайка M6;
- 12601271 – шайба волнистая;
- 11500121 – шпилька M6x14.
Элементы 1 и 2 взаимозаменяемы.
Демонтаж
Чтобы снять датчик с автомобиля, надо отключить его разъём. Корпус датчика закреплён возле ШРУСа – нужная точка показана стрелкой.
Первый шаг по демонтажу
Когда разъём отключён, берём плоский ключ «на 22» и откручиваем пластиковую гайку. Дальше можете менять датчик или ремонтировать его.
Тут нужен именно плоский ключ
Чтобы заменить привод датчика, ключом на «10» отворачивают гайку M6 и вынимают её вместе с шайбой. Корпус привода покачивают из стороны в сторону – нужен накидной ключ «на 14».
Требования к монтажу: с одной стороны, необходимо получить герметичность, с другой – нельзя сломать пластик.
Разъёмы приборной панели и контакты спидометра
Приборка, а также спидометр на ВАЗ-2112 могут не работать, когда они отключены от «массы» или от питания. Знайте, что спидометр получает питание отдельно от панели приборов. К «массе» это относится тоже. Распайка:
- Х2-2: +12V на спидометр;
- Х2-3: «масса» спидометра;
- Х1-9, Х1-10: питание приборки;
- Х1-1: «масса» приборки.
Разъём Х2 окрашен в красный цвет, Х1 – в белый. Клеммы 8 и 9 в разъёме Х2 – это выход и вход спидометра. Выход подключают к бортовому компьютеру.
Обе клеммы (Х1-9 и Х2-2) соединены с одним проводом – оранжевым. Эта линия защищена предохранителем, установленным в главном монтажном блоке (F19).
Как снять приборку
Сначала отключаем минусовую клемму АКБ. Затем отвёрткой откручиваем 4 самореза ( фото 1 и 2 ), чтобы снять рамку со стеклом.
Демонтаж приборной панели
На втором шаге откручивают два самореза, удерживающих приборную панель на месте ( фото 3 ). Дальше сжимают кронштейны-лепестки, чтобы снять приборку полностью.
- Если подключить АКБ и включить зажигание, оранжевый шнур (разъёмы X1 и X2) должен получать напряжение «+12»;
- Наличие «массы» на клемме Х2-2 – тоже очень важный показатель;
- Серый шнур (клемма Х2-9) обычно звонится, как «+12», и в редких случаях – как «масса». При движении на этой клемме должны появляться импульсы.
Иногда поступают так: делают отвод от клеммы 9, и, не включая передачу, перемещают (толкают) авто. Мотор при этом остаётся заглушен. На отводе появятся импульсы, выявляемые даже вольтметром. Сам вольтметр должен быть стрелочным.
Наличие импульсов указывает на неисправность спидометра, а отсутствие – на неисправность датчика. Впрочем, к датчику скорости может не поступать питание или «масса» (см. выше).
Починить неисправный спидометр не получится – проще будет заменить его. Но сначала нужно точно выяснить, что проблема была именно в нём.
Видео с инструкцией по замене датчика
Что говорит о поломке спидометра
Главные признаки неисправности данного прибора следующие:
- стрелка остается на месте, невзирая на то, что автомобиль движется;
- при езде она колеблется или застывает;
- прибор нормально функционирует при непрогретой силовой установке, но позднее стрелка перестает двигаться.
Если указанные выше признаки обнаружились, необходимо как можно скорее разобраться с поломкой и устранить ее.
Почему спидометр ломается
Спидометр на ВАЗ-2110
Как известно, на данной модели производитель устанавливает электронный спидометр. Если именно он пришел в негодность, то эта проблема достаточно серьезная, так как названный выше прибор сам по себе не продается. По этой причине придется покупать целый щиток. Однако на самом деле в девяти из десяти случаях проблема находится совсем в другом месте.
На ВАЗ-2110 с мотором на 8 клапанов спидометр получает информацию с датчика скорости. Он, в свою очередь, расположен в коробке передач. Там, посредством двух шестеренок на него поступают данные о крутящем моменте с вала КПП.
Аналогично все работает и у машин с двигателями на 16 клапанов.
Заключение
Как нетрудно понять, в большинстве случаев ремонт спидометра реально провести своими силами. Однако в тех ситуациях, когда нет уверенности в них, лучше обратиться к экспертам. Неправильные действия нередко приводят к усугублению проблемы, что, в свою очередь, выливается в лишние траты.
Расположен второй дополнительный блок – с противоположной стороны. То есть около левой ноги переднего пассажира. Находится он за облицовочной панелью и крепится на два болта.
Основной блок
Вот так выглядит схема основного блока:
А вот так он выглядит «вживую»:
Предохранители, обозначенные от F1 до F20 – это плавкие элементы. Большая часть электрических цепей любого современного автомобиля защищена именно плавкими защитными элементами, которые рассчитаны на определенные номинальные токи (при значении тока больше номинального он начинает плавиться). Однако, цепи аккумулятора, генератора и зажигания не защищены.
Помимо плавких предохранителей, на основном блоке ВАЗ 2110 установлены реле, которые имеют в обозначение букву K и цифры от 1 до 8:
- контролирует исправность ламп;
- контролирует очиститель ветрового стекла;
- размыкает цепь указателя поворота и аварийки;
- включение ближнего света фар;
- включение дальнего света фар;
- резервное;
- ставится, если на автомобиле предусмотрен обогрев заднего стекла;
- резервное.
Чтобы быстро и точно определить, какой предохранитель неисправен, воспользуйтесь следующей таблицей:
Вот вам простая памятка, которая поможет быстро вспомнить, за что отвечает тот или иной предохранитель или реле:
Однако перед тем как менять сгоревший элемент, следует понять, что стало причиной неисправности и устранить ее. После этого можно извлечь перегоревший элемент и поставить новый. Для более легкой диагностики неисправности, ознакомьтесь с номерами штекеров в колодках основного узла, а также с цветом проводов, которые к ним присоединены:
Дополнительный блок:
Как уже говорилось выше, расположен данный узел слева от переднего пассажира ВАЗ 2110. В этом отсеке находится три реле и столько же плавких предохранителей с номинальным током до 15 А.
- отвечает за зажигание;
- регулирует бензонасос;
- электровентилятор;
- контролирует топливный насос и форсунки;
- спидометр, датчик прогрева двигателя;
- зажигание и контроллер.
А также за дополнительным блоком вы найдете предохранитель противотуманных фар ВАЗ 2110. Выглядит он следующим образом:
Еще один дополнительный блок
В этом блоке ВАЗ 2110 расположено всего три реле. Первое отвечает за работу иммобилайзера. Второе – за работу дополнительной оптики. Например, если вы не нашли предохранитель противотуманных фар в левом дополнительном отсеке, он может оказаться здесь. Третий регулирует центральный замок.
Частые проблемы
Самой частой проблемой владельцев ВАЗ 2110 является сгорание предохранителя прикуривателя или иначе пробки. В последние годы прикуриватель используется совсем не для того, чтобы подкурить от него сигарету. От него заряжают мобильные телефоны, работают видеорегистраторы и антирадары, а также другие автомобильные гаджеты. Естественно, он не рассчитан на такие нагрузки и в какой-то момент предохранитель дает это понять. Как понять, что прикуриватель ВАЗ 2110 неисправен, вполне понятно: ваш гаждет не заряжается при подключении к гнезду или же сам прикуриватель не нагревается.
Раз мы диагностировали, что он не работает, то первым делом стоит поменять пробку . Конечно, бывают и другие причины выхода из строя прикуривателей на ВАЗ 2110, но сгоревший предохранитель – наиболее частая.
Итак, открываем монтажный блок элементов, для этого отщелкиваем две защелки. Внутри вы найдете пинцет для более удобного извлечения. На схеме тот, что отвечает за прикуриватель, обозначен как F18: третий справа в нижнем ряду, на 25 А. Теперь извлекаем этот и вставляем новый. Все, замена пробки прикуривателя на ВАЗ 2110 окончена. Посмотрите данное видео, чтобы у вас не осталось вопросов: