No Image

Разборка стартера лада гранта

СОДЕРЖАНИЕ
0
1 004 просмотров
20 августа 2019

Разбираем стартер для замены тягового реле, щеткодержателя со щетками и элементов привода.
Замену тягового реле можно выполнить на автомобиле. Для наглядности замену тягового реле показываем на снятом стартере.

Головкой «на 13» отворачиваем гайку нижнего контактного болта тягового реле и снимаем с него наконечник провода.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления тягового реле…

…и снимаем его.
Вынимаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле.

Ключом «на 8» отворачиваем два стяжных болта.

Разъединяем корпус и переднюю крышку.

Вынимаем из корпуса якорь со щеткодержателем и задней крышкой.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта…

…и снимаем заднюю крышку.
В гнезде подшипника задней крышки установлена волнистая пружинная шайба.

Снимаем изолированные щетки со щеткодержателя.

Снимаем крышку планетарного редуктора.

Вынимаем три сателлита планетарного редуктора привода.

Снимаем резиновую заглушку.
Нажимая пальцем на торец вала привода…

…вынимаем привод в сборе из передней крышки

Двумя отвертками разжимаем проушину опоры и снимаем рычаг привода.
Опираем торцевую поверхность коронной шестерни на деревянный брусок. Расположив губки рожкового ключа «на 13» на ограничительном кольце хода шестерни привода…

…и, ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо.

Поддеваем отверткой запорное кольцо и снимаем его.
Снимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода.

Снимаем обгонную муфту с шестерней привода в сборе.

Отверткой сдвигаем из проточки вала стопорное кольцо и снимаем его.

Снимаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора.

Вставляем две металлические пластины между подшипником и коллектором якоря и опираем их на губки тисков. нанося удары молотком через выколотку из мягкого металла в торец вала, спрессовываем подшипник.
Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток якоря. Обугливание обмоток не допускается. При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой. При сильном обгорании и износе коллектора якорь следует заменить.
Задиры и наволакивание материала подшипника скольжения на шейку вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой. Омметром проверяем замыкание обмотки якоря на его сердечник. Концы обмоток должны быть хорошо припаяны к ламелям. Почернение обмоток и отделение от них лаковой изоляции не допускается.
При износе щеток меняем щеткодержатель в сборе.
Сборку стартера выполняем в обратной последовательности.
Щеткодержатель монтируем до установки якоря в статор. Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток для того, чтобы щетки вдвинулись в направляющие.

Для этого, отогнув четыре фиксатора держателя пружины…

…вынимаем пружину.
После установки щеткодержателя на коллектор якоря устанавливаем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин. Устанавливаем заднюю крышку и крепим к ней щеткодержатель.
На шестерни планетарного редуктора наносим смазку ШРУС-4.

Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливаем на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей.

При установке корпуса на якорь придерживаем ручкой молотка якорь от притягивания его постоянными магнитами статора и опускаем корпус на заднюю крышку.

Снятие стартера производится в связи с его заменой, проверкой или ремонтом. На автомобилях LADA стартер установлен на картере сцепления спереди по ходу движения. Перед началом работ следует отключить минусовую клемму аккумулятора загнать машину на смотровую канаву (эстакаду) и снять защиту двигателя.

На всех современных автомобилях LADA (Lada XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора и Нива 4х4) снятие стартера выполняется аналогично. Установка производится в обратной последовательности. Отличительные особенности процесса представлены ниже.

Lada XRAY и Vesta

Снять брызговик двигателя (инструкция для Лада Веста, XRAY).

Для комплектаций с МКПП: Вывернуть 2 болта (№1) и снять цилиндр гидропривода сцепления (№2), не отсоединяя от трубки гидропривода (№3). Подвесить цилиндр на технологический крючок (головка «на 13»).

Для всех комплектаций: Вывернуть гайку (№1) и отсоединить от тягового (втягивающего) реле стартера (№4) клемму (№2) и колодку с проводами (№3) (головка «на 13»).

Вывернуть 3 болта (№1), снять кронштейн крепления цилиндра гидропривода сцепления (№2) (для автомобилей с МКПП) и стартер (№3) (Torx E10).

Lada Largus

Снять кожух (при наличии) электронного блока управления ЭСУД, отжав два фиксатора (отвертка плоская). Вывернуть 2 гайки (№1) крепления расширительного бачка (№2) (ключ «на 10»). Снять и отвести в сторону расширительный бачок, не отсоединяя шлангов.

Для комплектаций с коробкой передач JR5:

  • отсоединить шарниры (№1) тросов выбора и переключения передач от коробки передач (отвертка плоская);
  • нажать с двух сторон на фиксаторы и отсоединить стопоры оболочек тросов выбора и переключения передач от кронштейна коробки передач.

Для комплектаций с коробкой передач JH3:

  • снять чехол (№1) шарнира тяги привода переключения передач;
  • отвернуть болт (№2) крепления тяги привода переключения передач, снять дистанционную втулку и отсоединить тягу (ключ «на 10»).

Вывернуть 3 болта (№1) крепления стартера (головка «на 13»).

Поднять автомобиль и вывернуть гайку (№2) крепления кронштейна (№4) к впускному коллектору (№3) (головка «на 13»). Вывернуть болт (№6) крепления кронштейна (№4) к блоку цилиндров (№5) (головка «на 17»). Снять кронштейн (№4) крепления впускного коллектора (№3).

Вывернуть гайку (№2), рисунок 3-7, и отсоединить жгут (№1), рисунок 3-6, проводов системы зажигания от стартера (№3) (головка «на 10»).

Отвернуть гайку (№4), рисунок 3-7, крепления провода стартера (№5) (головка «на 10»). Отсоединить провод стартера. Отвернуть гайку (№3) крепления провода электромагнитного реле стартера (№5) (головка «на 8»). Снять стартер.

Процесс также показан на видео:

Lada Granta, Kalina, Priora

Снять защитный колпачок (№3), вывернуть гайку крепления провода к втягивающему реле стартера (№4) и отсоединить провод от реле (головка «на 13»). Отсоединить колодку c проводами (№2) от втягивающего реле стартера.

Для автомобилей с МКПП с тяговым приводом: вывернуть 3 гайки крепления стартера (№5) и снять его (головка «на 13»).

Для автомобилей с АКПП и МКПП с тросовым приводом: вывернуть три болта (№5) и снять стартер (№3) (головка «на 13» или Torx E14).

Lada 4×4

Снимаем задний опорный кронштейн впускной трубы, выворачивая два болта ключом «на 13».

Снимаем защитный щиток стартера, выворачивая его гайки крепления ключом «на 13».

Снизу автомобиля откручиваем два болта крепления стартера. Со стороны моторного отсека сдвигаем стартер вперед и отсоединяем колодку с проводами.

Выворачиваем гайку, и отсоединяем наконечник провода от контактного болта тягового реле. Вынимаем стартер из моторного отсека.

Кстати, а вы знаете, что систему зажигания автомобилей LADA можно доработать, например, отказаться от ключа зажигания в пользу кнопки старт/стоп.

Ремонт или замена стартера требуется, когда при повороте ключа зажигания в положение «запуск двигателя» стартер не крутится или крутится с провалами. Бывает, что стартер вращается, а двигатель нет. Это легко проверить по подозрительному звуку и отсутствию вращения шкива генератора.

Для проверки работы стартера нам потребуются:

  • Заведомо исправный аккумулятор
  • Автомобильные шнуры с «крокодилами»
  • Металлическая щетка или плоская отвертка

1) Сбрасываем клеммы «+» и «-» с аккумулятора на авто. Это необходимо, чтобы не повредить контроллер двигателя.

2) На всех автомобилях семейства Самара (ВАЗ 2113, 2114 и 2115) и Приора, а так же на автомобилях семейства Лада Калина и Гранта со старой, «рычажной» коробкой переключения передач, стартер установлен на КПП рядом с двигателем со стороны радиатора под воздушным фильтром.

Для того, чтобы проводить работы, необходимо снять корпус воздушного фильтра вместе с впускным патрубком (процедура подробно описана в статье про замену масла в КПП).

На «Калине» и «Гранте» с тросиковой КПП стартер установлен так же на коробке, но со стороны двигателя и за ним, ближе к салону. Добираться и проводить его проверку без подъемника крайне неудобно. Иногда проще снять стартер и проверять отдельно.

3) Откручиваем токопроводящий провод (самый толстый провод, который отходит от клеммы «+» аккумулятора). Он прикручен на верхнюю шпильку втягивающего реле гайкой «на 13» (нижняя стрелка указывает на гайку, сам провод для наглядности снят). Снимаем управляющий провод со штекера «папы» на втягивающем реле (верхняя стрелка).

4) ОБЯЗАТЕЛЬНО ставим автомобиль на нейтральную передачу.

5) Устанавливаем рабочий аккумулятор рядом с автомобилем (или используем установленный, если уверены в нем на 100%). Накидываем крокодил на клемму «-»,

и цепляем второй конец к корпусу стартера (за болт, корпус втягивающего). Предварительно место соединения чистим металлической щеткой для лучшего контакта.

6) Накидываем крокодил на клемму «+» аккумулятора. Второй конец подносим к «папе» на тыльной стороне втягивающего реле.

7) При касании должно сработать втягивающее реле и будет слышан характерный щелчок. Если никаких звуков не издается, то еще раз проверяем массу. Если щелчка нет, то снимаем массу с корпуса и устанавливаем крокодил «-» на нижний болт втягивающего (показан стрелкой). Еще раз подносим крокодил «+» к клемме «папа».

Если втягивающее реле сработало, то в 95% случаев неисправны щетки стартера. Если не сработало, то смело покупаем новое (не ремонтируется, но снимается без снятия стартера). ВНИМАНИЕ! Не оставляйте напряжение на втягивающем реле больше 5 секунд. Это может повредить как реле, так и аккумулятор.

8) Крокодил «-» снова кидаем на корпус. Подносим крокодил «+» к нижнему болту на втягивающем реле:

При этом должен завращаться стартер и будет слышен характерный гул. Обороты у рабочего стартера доходят до 11 тысяч об/мин. Если стартер крутит медленно, то, скорее всего (при исправном аккумуляторе и соединении), неисправен щеточный узел или заклинивает якорь. Если стартер не крутит (при срабатывании втягивающего с крокодилом «-» на корпусе), то дело в обмотке. Если стартер крутит исправно и втягивающий работает, то проверяем их в комплексе. ВНИМАНИЕ! Не оставляйте напряжение на стартере больше 5 секунд. Это может повредить стартер или аккумулятор.

9) Для общей проверки кидаем клемму «+» на верхнюю шпильку втягивающего реле. И отверткой или ключом перемыкаем крокодил «+» и «папу».

При этом должен заработать стартер, и начать крутиться двигатель (определяем по ремню генератора). Если слышно как стартер работает, но при этом раздаются различные резкие звуки, хруст, то дело в механической части (бендикс или редуктор). При медленном вращении двигателя причин неисправности может быть несколько. В большинстве случаев это щетки, но может быть и заклинивание подшипников или втулок. Необходим разбор и поиск дефектов.

Для снятия и ремонта стартера нам потребуется:

  • Отвертка плоская
  • Отвертка крестовая
  • Ключ «на 8»
  • Ключ «на 10»
  • Ключ «на 13»
  • Ключ «на 15»
  • Ключ «на 17»
  • Литоловая смазка (литол, шрус, солидол)
  • Ветошь
  • Металлическая щетка
  • Очиститель тормозов или карбюратора

1) Откручиваем две гайки крепления стартера. Гайки в основном идут под ключ «на 17», но попадаются и «на 15». Снимаем его со шпилек и вытаскиваем. Вытаскивать удобнее через днище.

2) Проверяем внешний вид. На зубчатой шестерне не должно быть задиров, трещин и следов сильного износа. Если есть, то меняем бендикс. Осматриваем состояние втулки на конце якоря. Если она лопнула или на ней наблюдаются трещины, то необходимо ее заменить. Не допускается следов износа на валу.

3) Проверяем работоспособность бендикса. Для этого вращаем его отверткой. Он должен свободно вращаться относительно вала только в одну сторону. Если он проворачивается и в обратную, то меняем бендикс.

4) Откручиваем гайку («на 13») контактного провода стартера на нижней шпильке втягивающего реле.

5) Откручиваем втягивающее реле. В основном, оно закручено на болты под ключ «на 8». Но если умельцы лазили до вас, то может быть закручено и на винты.

6) Снимаем само реле. Якорь сдергиваем вверх с рычага бендикса.

7) Если втягивающее реле работало исправно, то внешне проверяем целостность всех элементов (пружины, корпуса, якоря).

8) Отворачиваем две гайки («на 10») стягивающих шпилек.

9) Откручиваем два винта крепления щеточного узла и снимаем крышку. Часто она «прикипает» и снять ее возможно только поддев отверткой:

10) Сдергиваем со шпилек статор с якорем и щеточным узлом:

11) Снимаем шестерню с якоря:

12) Снимаем якорь вместе со щетками. Обратите внимание, что на якоре, со стороны шестерни, возможно установлено стопорное кольцо (на данном стартере нет).

Осматриваем общее состояние статера и крышек с медными втулками. Очищаем их от грязи и старой смазки очистителем тормозов и ветошью.

13) Снимаем щеточный узел с якоря. Снимаем картонный изолятор. На нем не должно быть видно следов повреждения. Поскольку изолятор установлен рядом с щеточным узлом, то на нем скапливается графитовая пыль, оставшаяся после износа щеток. Ее необходимо или сдуть, или протереть ветошью. При повреждении изолятор лучше заменить, однако есть он далеко не во всех магазинах. По этому при его демонтаже и очистке лучше быть аккуратнее.

14) Проверяем внешний вид щеточного узла. При сильном износе (осталось менее 3,5 мм от края щетки до медного провода) меняем. Разбирать дальше нет смысла, так как этот узел продается в сборе. В данном случае наблюдается сильный износ до подводящих проводов, что и послужило причиной поломки одной щетки. Стартер проработал более 6 лет. При этом определить поломку можно только вышеописанной проверкой. Мультиметром данную проблему не определить.

15) Проверяем состояние якоря. Проверьте отсутствие замыкания обмотки на вал (подносим контакты как показано на рисунке). Лучше пользоваться контрольной лампочкой, но подойдет и мультиметр. Если обмотка замкнута, то необходимо менять якорь.

16) При задирах или сильном износе меняем якорь. При обнаружении незначительного медного налета на цапфах или нагара на коллекторе прошлифуйте шкуркой. Перед установкой новых щеток желательно прошлифовать коллектор. Лучше использовать шкурку с зернистостью не менее 180 единиц. Вал зажимаем в дрель или шуруповерт (лучше зажимать со стороны шлицов, где раньше была установлена шестерня, чтобы не повредить посадочный размер под втулку), и, вращая на низких оборотах, шлифуем шкуркой.

17) Смотрим состояние планетарного редуктора. Перед этим лучше очистить его от старой смазки ветошью и очистителем карбюратора. На зубьях не должно быть видно следов износа.

18) Если проблема была не в этой части узла, то убедиться в ее нормальной работе можно без разбора. Промываем очистителем корпус и просматриваем состояние визуально.

19) Проверяем состояние всех резиновых уплотнителей. При необходимости меняем.

20) Удерживая за редуктор, переместите бендикс по шлицам на валу. Он должен свободно перемещаться и не проворачиваться.

21) При необходимости разбора снимите редуктор из корпуса, прикладывая усилия на шестерню. Редуктор держится только за счет плотной посадки к корпусу. Для его снятия обязательно снимите две стягивающих шпильки.

22) Снимите резиновый уплотнитель с рычага бендикса (на фото сверху держу его рукой).

23) Снимаем упорное кольцо, аккуратно сбивая его в сторону редуктора. Лучше всего это делать, сбивая его молотком, приложив сверху пассатижи.

24) Под ним будет стопорное кольцо, которое снимаем с вала, поддев отверткой. После в эту же сторону снимаем упорное кольцо и бендикс. При необходимости меняем элементы.

25) Бедикс разбирать нет смысла, так как продается он в сборе.

26) Чтобы добраться до корпуса планетарного редуктора необходимо снять стопорное кольцо. Потом вытаскиваем вал. Обратите внимание, что с одной стороны металлического кольца показанного стрелкой стоит упорное кольцо, с другой резиновый уплотнитель. Шестерни планетарного редуктора просто надеваются на ось без колец и упоров.

27) Проверьте состояние всех втулок и посадочных цапф. Легкий налет на валах устраняется шкуркой.

28) Собирается в обратной последовательности. Щеточный узел лучше собирать на якоре или на головке «на 22» (иначе потом будет тяжело увести щетки):

29) Для этого устанавливаем щетки в гнезда без пружин. Одеваем узел на головку или якорь. И, отгибая задний стопор, поочередно вставляем пружины:

30) Редуктор и втулки ОБЯЗАТЕЛЬНО смажьте литоловой смазкой. Шлицы на валу у бендикса так же лучше промазать этой же смазкой.

31) Собираем сначала редуктор с бендиксом в корпус. Прикручиваем шпильки. Устанавливаем якорь в статер. Ставим внутреннюю крышку с медной втулкой. Шестерню. Одеваем стартер на шпильки корпуса. Нелишним будет промазать шестерню с редуктором еще раз литоловой смазкой. Ставим картонный изолятор. Проверяем, чтобы вырез в изоляторе совпадал с вырезом на статоре. Если щетки собирались на головке, то плотно соприкасаем ее с якорем и стаскиваем щеточной узел на якорь. Устанавливаем заднюю крышку. Закручиваем 2 гайки и 2 болта. Одеваем якорь втягивающего реле на рычаг бендикса. Устанавливаем бендикс. Одеваем контактный провод на реле и затягиваем гайкой.

32) Проверяем работоспособность с помощью «крокодилов» по описанной выше методике.

33) Устанавливаем стартер на автомобиль.

Пожалуйста поставьте оценку статье

Обратите внимание, не все щетки хорошо крутят. Поменял щетки в пластмассовом корпусе (серого цвета) — очень слабо. Попробовал щетки в железном корпусе, крутит нормально.

Упустил момент, зачем всё же нужна металлическая щетка?

Все конкретно и по теме,не чего лишнего.

У меня такая проблема: машина ваз 2114, стартер крутит на холодну и прогретую машину отлично, когда на машине долго ездишь и заглушил ее то через минут 5 не могу завести, стартер щелкает и все, что это может быть?

Комментировать
0
1 004 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector