No Image

Регулировка привода выключения сцепления

СОДЕРЖАНИЕ
0
655 просмотров
20 августа 2019

Обеспечение нормальной работы механизма сцепления и его привода требует поддержания необходимых величин свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления, полного хода штока поршня рабочего цилиндра при нажатой до отказа педали сцепления и полного хода последней. Свободный ход наружного конца вилки выключения сцеплении определяется зазором К между графитовым подпятником и пятой отжимных рычагов (этот зазор составляет примерно 3,3 мм).

При недостаточной величине зазора К или при его отсутствии торец графитового подпятника будет контактировать с пятой, что не даст полностью прижать нажимной диск к ведомому. В результате неизбежна пробуксовка сцепления и, как следствие, быстрый износ фрикционных накладок, а также повышенный износ графитового подпятника.

Если указанный зазор слишком велик, то это приводит к неполному выключению сцепления (сцепление «ведет»), что затрудняет переключение передач и может вызвать поломку зубьев шестерен и повышенный износ блокирующих колец синхронизатора коробки передач.

Но мере износа фрикционных накладок сцепления толщина ведомого диска уменьшается. Нажимной диск при этом приближается к маховику, и зазор К между пятой и подпятником, а следовательно, свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления и педали сцепления уменьшаются.

Величина свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления, соответствующая величине необходимого зазора К устанавливается регулируемым штоком 2 вилки выключения сцепления.

В проушинах вильчатого наконечника 5 имеются овальные отверстия Н под палец 6, установленный в цилиндрическом отверстии вилки 7 выключения сцепления. Палец через вилку постоянно прижимается пружиной 3 к передней радиусной поверхности овальных отверстий Н вильчатого наконечника 5.

Овальные отверстия позволяют перемещать палец с вилкой в направлении стрелки и, замеряя свободное (до устранения зазора К) перемещение вилки 7, судить о величине зазора К.

Свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления следует регулировать при снятой с вилки выключения сцепления оттяжной пружине 3. Предварительно определяют величину линейного перемещения пальца 6 с вилкой 7 относительно наконечника 6. Для этого перемещают стержень штока 2 вместе с поршнем рабочего цилиндра до упора и прижимают палец 6 к краю овальных отверстий Н в вильчатом наконечнике. Далее передвигают палец вместе с вилкой 7 в направлении стрелки до упора подпятника в пяту отжимных рычагов; таким образом будет устранен зазор К.

При нормальном зазоре между этими деталями перемещение пальца должно быть в пределах 5—6 мм. Если ход пальца в прорези наконечника меньше 5 мм, то следует укоротить шток, для чего ослабляют контргайку 4 и ввертывают стержень в наконечник 5.

Если ход пальца в прорези наконечника больше 6 мм, то следует удлинить шток, дли чего ослабляют контргайку 4 и вывертывают стержень из наконечника 5.

Когда регулировка длины штока закончена, необходимо надежно законтрить наконечник 5, для чего затянуть контргайку, удерживая при этом другим ключом стержень штока от проворачивания, и убедиться в правильности установленного свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления. Ни в коем случае нельзя регулировать величину свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления вращением гаек 5 на регулировочных пальцах 6 отжимных рычагов. Попытка регулировки положения пяты без снятия сцепления с маховика и без применения специального приспособления вызывает перекос пяты 11, связанной с отжимными рычагами 9.

Рис. Регулировочный узел привода выключения сцепления:
1 — клапан выпуска воздуха; 2 — толкающий шток; 3 — оттяжная пружина; 4 — контргайка; 5 — наконечник толкающего штока; 6 — палец; 7 — вилка выключения сцепления; 5 — защитный чехол вилки

Перекос пяты и рычагов, в свою очередь, вызывает при выключении сцепления перекос нажимного диска 1, что затрудняет полное освобождение ведомого диска, и сцепление начинает «вести», затрудняя переключение передачи.

В случае больших перекосов пяты 11 возможна пробуксовка сцепления при отпущенной педали сцепления.

При сборке и регулировке механизма сцепления (после проведения ремонтных работ, связанных с разборкой узла) необходимо обеспечить строгую взаимную параллельность: плоскости О прилегания кожуха сцепления к маховику, рабочей поверхности N нажимного диска и рабочей поверхности К пяты отжимных рычагов, а также выдержать расстояние между плоскостями N и О, равное толщине ведомого диска в сжатом состоянии (8,1 мм).

Указанный размер между плоскостями N и О является исходным при регулировке. Если его не выдержать, то нельзя провести правильную регулировку механизма сцепления.

Для соблюдения указанных требований нужно пользоваться специальным приспособлением для регулировки механизма сцепления. При этом, в соответствии с размерами приспособления, плоскость К рабочей поверхности пяты будет отстоять от плоскости О прилегания кожуха сцепления к маховику на расстоянии М, равном 58—58,5 мм, которое является основным установочным размером механизма сцепления.

После установки размера М на том же приспособлении специальной индикаторной головкой проверяют параллельность рабочей поверхности К пяты базовым поверхностям: О — опорного фланца кожуха и N — рабочей поверхности нажимного диска.

Допустимое биение рабочей поверхности К пяты, измеряемое на диаметре 51 мм, не должно превышать 0,1 мм общих показаний индикатора.

При необходимости положение пяты отжимных рычагов регулируют фасонными гайками 5 регулировочных пальцев. После установки размера М и регулировки положения пяты отжимных рычагов контрят фасонные гайки 5, вдавив специальными клещами их цилиндрические буртики в прорези регулировочных пальцев 6. При отсутствии специальных клещей гайки можно стопорить, вдавливая их буртик в прорези регулировочных пальцев при помощи зубила (или отвертки) и молотка.

При отсутствии в гаражных условиях специального приспособления регулировать механизм сцепления можно на плоской плите, имеющей соответствующие резьбовые отверстия для крепления кожуха сцепления и центральное отверстие диаметром 105—115 мм (в качестве плиты может быть использован стандартный маховик двигателя автомобиля «Москвич»). На плоскость плиты (или маховика) устанавливается ведомый диск и собранный механизм сцепления. При этом регулировочные гайки должны быть навернуты на резьбовые пальцы механизма сцепления приблизительно до положения, когда торцы гаек находятся заподлицо с торцами пальцев. Кожух механизма-сцепления прибалчивается шестью болтами к плите. Завертывая или отвертывая регулировочные гайки 5, рабочую поверхность пяты отжимных рычагов устанавливают на расстоянии 58,0-58,5 мм от опорной поверхности плиты. Этот размер проверяется при помощи любого универсального мерительного инструмента (например, штангенциркуля) в трех точках, расположенных относительно друг друга под углом 120°.

При регулировке надо стремиться к тому, чтобы любые три точки, равнорасположенные по окружности рабочей поверхности питы, были на одинаковом расстоянии от опорной плоскости плиты. Допустимая разница должна быть не более 0,1 мм. Это обеспечит допустимое биение пяты при работе узла. После регулировки необходимо тщательно зафиксировать положение регулировочных гаек путем вдавливания их цилиндрического буртика в прорезь пальца.

Все шарнирные соединения механизма сцепления при сборке следует смазать тугоплавкой смазкой СТ (смазка НК-50,ГОСТ 5573-50).

Полный ход педали сцепления (до упора ее в резиновый коврик пола кузова), замеренный по середине площадки педали, должен составлять 150—155 мм. Он устанавливается при сборке с помощью регулировочных прокладок 6. При этом для увеличения полного хода педали вынимают соответствующее количество регулировочных прокладок, для чего ослабляют две гайки 7. При удалении одной прокладки полный ход педали сцепления увеличивается примерно на 3,2 мм.

Ход педали проверяется Следующим образом. После нажатия на педаль до упора ее в коврик пола нужно приложить торец измерительной линейки к коврику, рядом с серединой площадки педали, и заметить показания высоты площадки; затем, не сдвигая торца линейки, упертого в коврик пола, следует отпустить педаль и приложить ребро линейки к середине площадки педали, заметив показания высоты площадки в этом положении.

Разность показаний определяет полный ход педали. При перемещении педали сцепления на величину ее свободного хода L = 34-46 мм устраняется нерегулируемый зазор К между толкателем и поршнем в главном цилиндре сцепления и зазор К между графитовым подпятником и стальной пятой отжимных рычагов.

Одновременно с проверкой свободного хода наружного конца вилки выключения сцепления рекомендуется проверить величину хода штока поршня рабочего цилиндра гидропривода, соответствующую полному ходу педали (равному не менее 150 мм). Такой ход штока должен быть не менее 19 мм. Ход меньше указанной величины не обеспечивает нормальной работы сцепления и свидетельствует о наличии воздуха в системе.

Необходимо внимательно осмотреть места соединения трубки 2 с главным и рабочим цилиндрами, а также места выхода штоков обоих цилиндров. Если видна течь, следует устранить ее. Если течи нет, то следует тщательно прокачать систему гидропривода сцепления, удалив из нее воздух.

В процессе эксплуатации автомобиля с МКПП происходит износ деталей сцепления, а из-за этого меняется величина холостого хода привода механизма его выключения. Поэтому каждому авто на механике время от времени требуется регулировка свободного хода педали сцепления.

Назначение сцепления и его виды

Сцепление предназначено для передачи вращающего момента двигателя на первичный вал коробки перемены передач и для кратковременного отключения двигателя от трансмиссии во время переключения передач. В зависимости от способа передачи крутящего момента, оно бывает фрикционное и гидравлическое. Фрикционное передает энергию двигателя к трансмиссии за счет силы трения. Оно бывает многодисковое, однодисковое, сухое или мокрое (если диски помещаются в жидкость). Гидравлическое передает крутящий момент за счет потока специальной жидкости. Все серийные легковые автомобили с МКПП оснащаются однодисковым сухим сцеплением. Оно состоит из следующих узлов и деталей:

  • Ведомый диск, который имеет демпфер из 6 пружин, гасит ударную нагрузку на его ступицу при подключении двигателя к трансмиссии. Ступица ведомого диска надевается на первичный вал коробки перемены передач. Соединение этой пары шлицевое.
  • Шариковый выжимной подшипник упорного типа со смазкой, закладывающейся внутрь него на весь срок его службы во время изготовления. Он предназначен для размыкания двигателя и трансмиссии. Не обслуживается он на протяжении всего срока эксплуатации.
  • Маховик, крепящийся к фланцу коленчатого вала. По сути, он является ведущим диском.
  • Корзина – это узел, состоящий из нажимного диска, диафрагменной пружины и корпуса. Она крепится к маховику, а ведомый диск зажимается между маховиком и нажимным диском. Современные корзины не требуют регулировки.
  • Вилка, предназначенная для передачи усилия привода выключения на выжимной подшипник.

Как определить величину свободного хода

Свободный ход педали сцепления – это расстояние, которое должна пройти педаль до начала выключения сцепления.

Свободный ход педали сцепления отличается от хода выключения сцепления небольшим усилием нажатия.

Начало выключения можно определить, во-первых, по возникающему звуку вращения выжимного подшипника (если мотор работает), во-вторых, по увеличению жесткости нажатия (вне зависимости от того работает ли мотор).

Когда привод выключения нуждается в проверке

Свободный ход педали сцепления нужно проверить и отрегулировать каждые 20 тыс. км. Также это нужно сделать, если автомобиль начинает движение в самом начале или в конце отпускания педали. Правильно отрегулированный привод выключения сцепления заставляет автомобиль начинать движение при отпущенной приблизительно наполовину педали.

Регулировка привода с гидравликой и с тросом несколько различается. Для регулировки гидропривода, как правило, нужна яма или эстакада. Регулировку тросов делают обычно в моторном отсеке сверху, просто открыв капот.

Регулировка привода тросом

Замерьте расстояние от пола до рифленой плоскости резиновой накладки педали оно должно быть около 16 см. Точности измерения обычной канцелярской линейкой будет вполне достаточно. Если результат вашего измерения значительно отличается от указанного выше расстояния нужно уточнить величину этого параметра, рекомендованную производителем вашего авто и отрегулировать его. Если в вашем автомобиле для регулировки используются гайки крепления рубашки троса к коробке, увеличить расстояние от пола можно, подвинув рубашку троса от коробки в сторону педали. И, наоборот, для уменьшения высоты над полом перемещать рубашку от педали к коробке.

После верной регулировки, расстояния от педали до пола, величина холостого хода педали, в случае исправности деталей сцепления, находится в нужных пределах. Но это обязательно нужно проконтролировать. Измерять ход педали без нагрузки следует, удерживая рядом с ней ту же линейку, уперев ее одним концом в пол. Свободной рукой нужно надавливать на педаль до тех пор, пока она не станет жестче. Величину хода определить по линейке как разность между показанием в верхней и в нижней точке. После чего сравнить ее с заводскими рекомендациями.

Регулировка гидравлического привода

Чтобы отрегулировать гидропривод педали сцепления, сначала нужно убедиться, что в системе отсутствует воздух. В отсутствие воздуха внутри системы педаль при нажатии на нее не должна быть мягкой, а после отпускания должна самостоятельно вернуться в первоначальное положение.

Если испытания убедили вас в исправности гидропривода, проверьте свободный ход вилки выключения сцепления. Для многих моделей этот параметр должен находиться в пределах от 4 до 5 мм. Каков он должен быть для вашей машины, уточните у ее производителя. После этого проверьте ход педали без нагрузки, у многих моделей он должен быть в пределах 25–30 мм. Если свободный ход вилки выключения муфты в норме, а величина холостого хода педали не попадает в рекомендованные пределы, ищите неисправность в толкателе поршня главного цилиндра сцепления или в вилке выключения сцепления.

Если нарушена регулировка привода

  • Слишком маленький свободный ход муфты, как и его полное отсутствие, приводит к тому, что выжимной подшипник практически постоянно контактирует с лепестками диафрагменной пружины корзины. Поэтому он вращается даже тогда когда сцепление включено и изнашивается гораздо быстрее, чем в штатной ситуации.
  • Слишком большой свободный ход муфты приводит к недостаточному выжиму при выключении сцепления и, как следствие, выключение бывает неполным, то есть происходит касание фрикционными накладками ведомого диска маховика и нажимного диска корзины. От этого износ маховика и нажимного диска происходит значительно быстрее обычного. Значит, слишком большой ход без нагрузки, так же как и слишком маленький, приближает ремонт этой системы вашего автомобиля. К тому же неполное выключение муфты затрудняет переключение передач (особенно задней) и способствует быстрому износу синхронизаторов коробки перемены передач, а так же шестерен заднего хода.

В приводе выключения сцепления выполняются следующие регулировки:

– устанавливается зазор 0,1-0,5 мм между толкателем и поршнем главного цилиндра (см. рисунок 2.1). Этот зазор, необходимый для полного выключения сцепления, регулируется ограничителем 14 педали сцепления. Зазор определяется свободным ходом педали, равным 0,4-2,0 мм;

Рисунок 2.1- Педаль и главный цилиндр привода сцепления:

1 – корпус главного цилиндра; 2 – перепускное (компенсационное) отверстие; 3 – прокладка штуцера; 4 – штуцер; 5 – стопорная пружинная шайба; 6 – поршень главного цилиндра;

7 – уплотнительное кольцо; 8 – поршень толкателя; 9 – крючок; 10 – ось медалей; 11 – кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 – пружина сервопривода сцепления; 13 – оттяжная пружина педали сцепления; 14 – ограничитель хода педали сцепления; 15 – педаль сцепления; 16 – толкатель поршня; 17 – защитный колпачок; 18 – стопорное кольцо; 19 – впускное отверстие; 20 – уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 21 – перепускное отверстие поршня;

22 – рабочая полость цилиндра; 23 – пружина; 24 – прокладка; 25 – пробка; 26 — внутренняя втулка педали; 27 – наружная втулка педали; 28 – распорная заулка; 29 – педаль тормоза

– свободный ход толкателя вилки выключения сцепления, равный 4-5 мм, регулируется гайкой 5 (рисунок 2.2), которая фиксируется контргайкой 6. Величина свободного хода толкателя контролируется специальным шаблоном.

Рисунок 2.2- Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления:

1 – подшипник выключения сцепления; 2 – шаровая опора;3 – вилка выключения сцепления;

4 – толкатель; 5 – регулировочная гайка; 6 – контргайка; 7 – оттяжная пружина; 8 – пробка корпуса; 9 – штуцер для прокачки; 10 – корпус цилиндра; 11 – уплотнительное кольцо;

12 – защитный колпачок; 13 – поршень; 14 – уплотнитель; 15 – тарелка; 16 – пружина;

17 – опорная шайба; 18 – стопорное кольцо

После выполнения указанных регулировок свободный ход педали сцепления до начала выключения сцепления должен составлять 25-35 мм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9762 – | 7380 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Комментировать
0
655 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector