У автомобилей Lada Vesta и XRAY однотипная система охлаждения всех двигателей. Она жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Рассмотрим устройство этой системы, а также ее особенности и отзывы владельцев о ней.
_x000D_
Параметры | Двигатель | ||
---|---|---|---|
ВАЗ 21129 | ВАЗ 21179 | H4M | |
Температура начала открытия клапана термостата, о С | 85-89 | 81-84 | |
Температура полного открытия клапана термостата, о с | 102 | 95 | |
Давление открытия выпускного клапана пробки расш.бачка, кПа (bar) | 110-150 (1,1-1,5) | ||
Давление открытия впускного клапана пробки расш.бачка, кПа (bar) | _x000D_ |
_x000D_ _x000D_ _x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_
_x000D_ _x000D_ _x000D_
Схема системы охдаждения двигателя
Описание: 1 – двигатель; 2 – водяной насос; 3 – термостат; 4 – штуцер для удаления воздуха; 5 – радиатор отопителя; 6 – радиатор системы охлаждения двигателя; 7 – расширительный бачок.
Устройство системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя (СОД) состоит из:
_x000D_
-
_x000D_
- насоса системы охлаждения (помпа); _x000D_
- радиатора двигателя; _x000D_
- радиатора отопителя климатической установки; _x000D_
- электровентилятора; _x000D_
- расширительного бачка; _x000D_
- термостата; _x000D_
- соединительных шлангов. _x000D_
_x000D_
В СОД используется специальная жидкость (антифриз) на основе смеси води с этиленгликолем. Смешивание антифриза разных марок не рекомендуется, а имеющие разные основы недопустимо! При выборе антифриза обращать внимание следует не на его цвет, а на его химический состав (тип), рекомендованный заводом-изготовителем автомобиля. В случае утечки антифриза разрешается добавить дистиллированную воду, но после этого необходимо как можно быстрей восстановить оптимальную концентрацию антифриза. Плотность и концентрация антифриза представлена в таблице:
_x000D_
Плотность антифриза при 20 о С, кг/м 3 | Концентрация этиленгликоля в антифризе, % от объема | Мин.температура окружающей среды, при которой можно эксплуатировать двигатель, о С |
---|---|---|
1 050 | 30 | -10 |
1 058 | 35 | -15 |
1 067 | 40 | -20 |
1 074 | 45 | -25 |
1 082 | 50 | -30 |
1 090 | 55 | -35 |
1 098 | 60 | -45 |
_x000D_
Помпа, которая установлена в блоке цилиндров обеспечивает циркуляцию антифриза в системе. На двигателях ВАЗ привод насоса осуществляется ремнем ГРМ, а на моторе Renault-Nissan H4M – ремнем привода вспомогательных агрегатов.
СОД имеет два круга циркуляции, которыми управляет термостат (см. замена термостата):
_x000D_
-
_x000D_
- Малый круг, который не включает в себя радиатор двигателя. Антифриз омывает только блок цилиндров головку блока цилиндров и радиатор печки. _x000D_
- Большой круг, где антифриз проходит через радиатор двигателя, где охлаждается встречными потоками воздуха. _x000D_
_x000D_
Электровентилятор охлаждает антифриз в радиаторе двигателя при недостаточно интенсивном потоке воздуха. Он установлен за радиатором и включается по сигналу электронного блока управления двигателем (ЭБУ). В цепь питания электровентилятора встроен блок управления. Вентилятор включается вне зависимости от положения или наличия ключа в замке зажигания. См. проверка вентилятора.
Расширительный бачок предназначен для компенсации теплового расширения в системе. Его заливную горловину закрывает специальная крышка, в которой размещены выпускной и впускной предохранительные клапаны. Крышки разделяются по величине давления открывания выпускного клапана на четыре группы (цвета):
_x000D_
-
_x000D_
- светло-коричневый – 120 кПа _x000D_
- желтый – 140 кПа _x000D_
- белый – 160 кПа _x000D_
- серый – 180 кПа _x000D_
_x000D_
В случае замены крышки следует брать деталь такой же группы. Из-за неисправности выпускного клапана в крышке в СОД может возникнуть повышенное давление. Длительная эксплуатация автомобиля с повышенным давление в СОД обязательно приведет к повреждению одного «самого слабого» элемента системы. Например, потечет или лопнет расширительный бачок или шланги.
А вы сталкивались с проблемами системы охлаждения двигателя на Весте или XRAY? Какие отзывы о данной системе можете оставить вы? Напомни, определить неисправность СОД можно по следующей схеме. Отзывы об эффективности работы печки на Весте мы рассматривали ранее.
АВТОВАЗ рекомендует заменять жидкость в системе охлаждения Lada Vesta каждые 90 тыс. км пробега автомобиля или через пять лет, в зависимости от того, что наступит раньше. Выполнить эту процедуру самостоятельно поможет наша иллюстрированная пошаговая инструкция.
LADA > Vesta
Заменять охлаждающую жидкость удобнее, когда автомобиль установлен на смотровой канаве или эстакаде.
DSC_9620 (Копировать)
Для доступа к сливным отверстиям снизу необходимо снять щиток моторного отсека. Как выполнить эту операцию, можно посмотреть в статье «Lada Vesta: меняем масло в двигателе и масляный фильтр».
Подставляем широкую емкость под нижний патрубок в левой части радиатора. Для снижения интенсивности слива жидкости в первоначальный момент крышку расширительного бачка следует плотно завернуть.
DSC_9596 (Копировать)
Стягиваем шланг с патрубка радиатора и сливаем жидкость в емкость.
Для повышения интенсивности слива жидкости отворачиваем крышку расширительного бачка.
Далее предстоит слить жидкость из блока цилиндров.
Доступу к сливному отверстию в блоке цилиндров препятствует стартер. Кроме того, вытекающая жидкость неизбежно попадет внутрь стартера, поэтому стартер следует демонтировать. Для этого отсоединяем клемму провода от минусового вывода аккумуляторной батареи.
DSC_9580 (Копировать)
DSC_9581 (Копировать)
DSC_9588 (Копировать)
DSC_9591 (Копировать)
Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров.
Заворачиваем пробку сливного отверстия блока цилиндров. В соединении пробки и блока цилиндров применена коническая резьба, не требующая дополнительного уплотнения. Пробку сливного отверстия блока цилиндров затягиваем моментом 25–30 Н·м.
DSC_9622 (Копировать)
Пускаем двигатель. На работающем двигателе несколько раз поочередно энергично сжимаем все шланги системы охлаждения — это поможет жидкости заполнить систему и вытеснить из нее воздух. По мере падения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке доводим уровень до нормы и заворачиваем крышку бачка. При прогреве двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен быть холодным, а затем быстро нагреться, что будет свидетельствовать о начале циркуляции жидкости по большому кругу. Дождавшись включения вентилятора системы охлаждения, останавливаем двигатель. После остывания двигателя еще раз проверяем уровень охлаждающей жидкости и при необходимости пополняем систему.
Всем привет!
Поскольку в основном сейчас езжу на Калине, и Весту переобул только вчера, был сильно удивлен работой мотора, а именно прогревом. Сегодня решил проверить свои наблюдения, следил за температурой, по городу выше 80 не поднималась в движении, за городом при скорости 110 немного падала ниже 80, стоя на месте с включенной печкой минут 5 — поднялась до 85, но при начале движения — быстро упала до 80. Это при температуре за бортом — в городе -5, за городом — 7. А что же будет при -20? Обычно греюсь так — завожу, как только стрелка шевельнулась — еду, и температура быстро поднимается до рабочей — 90, стекла нормально отогреваются и не запотевают изнутри. На Весте сегодня удивился — проехал почти из конца в конец города, обдув на стекло + подогрев стекла включен, и стекло не очистилось полностью. Это нормально или мне с термостатом повезло?
Во вторник буду на учебе в Волгограде весь день, хочу сдать ОД для устранения в том числе и этого косячка, как думаете, стоит надеяться на гарантию?
UPD. от 12.12.16
Сегодня прокатился на 200 км. Смотрел температуру по ЕЛМу, Поднималась до 84 только при оборотах от 3500 и выше. При 3000 стабильно 81-82, при меньших падало до 76, температура за бортом -12 была. В салоне прогрелось нормально (ехал то почти 2 часа), стекла не запотевшие, ноги подмерзали даже когда обдув на ноги был. Темпер на всю стоял, вентилятор на 3-4 делении. Еще обратил внимание — дует в салон, то есть работают воздуховоды центральные и боковые — даже если в них поток не направлен, например стоит полностью вниз, или наоборот вверх, на лобовое.При начальном прогреве не смог проверить патрубок, торопился.