No Image

Ведущий вал раздатки нива

СОДЕРЖАНИЕ
0
886 просмотров
20 августа 2019

Автомобиль высокой проходимости ВАЗ 2121 является надежным универсальным внедорожником. В отличие машин с одним ведущим мостом, он оборудован полным приводом, обладает высокой проходимостью. Устройство раздатки Нива 2121 обеспечивает условия для эксплуатации транспортного средства как на труднопроходимых трассах, так и в режиме городских улиц с интенсивным движением. Благодаря колесной формуле полноприводного авто, серия автомобилей производства АвтоВАЗ получила известность под названием «Нива 4х4».

Основное назначение раздатки Нивы 2121

Раздаточная коробка (другое название – демультипликатор) соединена непосредственно с коробкой передач, участвует в распределении вращения на оси вездехода и способствует увеличению момента при передаче на колеса транспортного средства.

Нива 2121 раздатка схема в разрезе

Функции раздаточной коробки:

  1. Блокировка межосевого дифференциального механизма.
  2. Отключение одного моста.
  3. Повышение крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса, при включении
  4. понижающей передачи.
  5. Распределение момента кручения на оси автомобиля.
  6. Обеспечение работы вала отбора мощности при установке дополнительных агрегатов.

Устройство раздатки Нивы 2121

В состав раздаточной коробки внедорожника Нива входят:

  • валы – ведущий, промежуточный, привода заднего, переднего мостов;
  • дифференциальный механизм;
  • муфта переключения передач.

Два зубчатых колеса, жестко расположенные на ведущей оси раздатки, предназначены для включения повышенной или пониженной передач. При изготовлении ведущего вала, производится специальная термообработка в местах, где предполагается наибольшая нагрузка от работающих шестерен. Это необходимо для обеспечения достаточной прочности вала, с целью исключить возможные дефекты при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях.

Конструкцией шестерен раздаточной коробки предусмотрены прямые и косые зубья, расположенные в два ряда. Косые зубья колес находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями, плотно сидящими на промежуточном валу. Прямые – соединены с муфтой переключения режимов. Муфта имеет три рабочих положения: среднее – нейтральное и соединение с одной из двух шестерен на ведущей оси.

Работа раздатки на Ниве 2121

По аналогии с коробкой передач, раздаточная коробка на джипе Нива Шевроле тоже имеет передачи. При включении соответствующих зубчатых зацеплений шестерен на валах обеспечиваются передаточные отношения, равные 1,2 и 2,135. При помощи дифференциального механизма обеспечивается перераспределение момента кручения между колесами, в соответствии с их сопротивлением движению.

Работа раздатки, во время движения внедорожника ВАЗ Нива по сухому ровному шоссе колеса машины вращаются с одинаковой скоростью. При этом передачи не включены, шестерни и муфта находятся в нейтральном положении. Как только условия движения транспортного средства ухудшились, включается раздатка на Ниве. Водитель при помощи специального рычага переводит на раздатке передачу на понижение, чтобы внедорожник уверенно продолжил движение со стабильной скоростью.

Как работает раздатка на Ниве 2121 в экстремальных условиях бездорожья. Опытные автолюбители умеют профессионально пользоваться раздаткой на Ниве. Они знают, что в таких ситуациях при помощи рычагов нужно блокировать шестерни дифференциала. Это необходимо для обеспечения равномерного вращения обоих валов ведущих мостов автомобиля с целью создания повышенной проходимости транспортного средства.

Важно: Переключение раздатки на пониженную передачу осуществляется только после полной остановки внедорожника Нива 2121 (не на ходу).

Описание возможных проблем с раздаткой

В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:

  • Не включается передний мост.
  • Перегревается раздатка.
  • Утечки и повышенный расход масла раздатки.
  • Несанкционированное отключение переднего моста.

Замена масла в раздатке Нива 2121

Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.

Периодичность замены смазочной жидкости равна 45 000 км пройденного пути. Первая процедура проводится спустя 60 000 км, а далее – в соответствии с установленным графиком.

Внимание: При возникновении проблем с переключением передач, посторонних звуков, вибраций и колебаний необходимо проверить состояние, а также количество масла в раздаточной коробке и трансмиссии в целом.

Порядок замены масла в раздатке внедорожника Нива:

  • прогреть автомобильные системы и механизмы, для этого нужно завести мотор и проехаться на небольшое расстояние;
  • установить машину на эстакаду или над специальной смотровой ямой;
  • очистить заливную и сливную пробки раздатки от грязи и пыли;
  • подставить под слив емкость для сбора отработанного материала;
  • открутить пробки и слить жидкость;
  • удалить металлические фрагменты, стружку, осколки и прочие элементы износа;
  • завинтить пробку;
  • залить в промывочную жидкость (около одного литра);
  • запустить мотор;
  • прогнать рычаг по передачам раздатки с небольшими задержками;
  • выключить двигатель;
  • слить промывочный состав;
  • заправить раздатку новым маслом;
  • проверить уровень масла ;
  • при необходимости добавить нужное количество.

Для раздатки внедорожника Нива 2121 чаще всего используются трансмиссионные масла известных брендов Mobil, ТНК, Castrol класса GL-4.

Неотъемлемой частью трансмиссии, обеспечивающий ВАЗовскому внедорожнику полный привод, является раздатка Нивы Шевроле. Поскольку управление узлом включено в перечень манипуляций, выполняемых при вождении, каждый водитель обязан иметь общее представление о назначении раздаточной коробки, ее устройстве и правилах эксплуатации.

Шевроле Нива – полюбившийся российскому потребителю автомобиль, который позиционируется, как внедорожник. Он характеризуется высокой степенью проходимости за счет полного привода, поэтому становится незаменимым транспортным средством при занятии охотой или рыбалкой.

Назначение раздаточной коробки

Если создать в автомобиле постоянный полный привод и обеспечить постоянный крутящий момент на карданных валах заднего и переднего моста, то такая техника способна преодолевать препятствия в виде бездорожья, но не более. Однако к езде по трассе на относительно высоких скоростях авто не будет приспособлено.

  • Возникнет излишняя нагрузка на детали, распределяющие момент по осям.
  • Увеличится расход топлива.
  • Возникнет эффект подъедания резины.

Раздатка на автомобиле Шевроле Нива выполняет сразу две функции. Она обеспечивает распределение момента сил по осям с возможностью его подачи на оба моста одновременно.

Также раздатка преобразует крутящий момент, увеличивая его за счет понижения числа оборотов на передаче. Здесь под передачей подразумевается пара шестерен, находящихся в зацеплении и обладающих определенным передаточным отношением. Эти две функции могут выполняться вкупе или раздельно.

Раздатка Нивы Шевроле

Несмотря на то, что автомобиль Шевроле Нива представлен в нескольких модификациях, принципиальная схема устройства раздаточной коробки везде одна и та же. Ее можно представить, как совокупность самостоятельных узлов.

  • Ведущий вал. Он принимает на себя всю нагрузку от основной трансмиссии и передает ее на раздаточную коробку.

(1 — фланец; 2 — сальник; 3 — упорное кольцо подшипника; 4 — передний подшипник; 5 — ведущий вал; 6 — шестерня высшей передачи; 7 — ступица; 8 — муфта; 9 — шестерня низшей передачи; 10 — втулка; 11 — задний подшипник; 12 — установочное кольцо )

  • Межосевой дифференциал. Обеспечивает возможность вращения переднего и заднего приводного вала с различной угловой скоростью.

(1 — стопорное кольцо; 2 -пружинная шайба; 3 — установочное кольцо подшипника; 4 — подшипники корпуса дифференциала; 5 -ведомая шестерня; 6 — передний корпус дифференциала; 7 — шестерня привода переднего моста; 8 — стопорное кольцо оси сателлитов; 9 — сателлит; 10 — задний корпус дифференциала; 1 1 -опорная шайба; 12 — шестерня привода заднего моста; 13 — ось сателлитов; 14 — пружинная шайба оси сателлитов; 15 — опорная шайба)

  • Узел блокировки. Обеспечивает жесткую связь двух валов, при которой они начинают вращаться с одной угловой скоростью.
  • Понижающая передача. Ее назначение заключается в повышении крутящего момента за счет понижения частоты вращения вала.

Управлять раздаточной коробкой Нива Шевроле можно из салона одним рычагом, поэтому в качестве составной части рассматривают такой элемент, как привод раздатки.

Что же касается более подробной схемы устройства данного элемента трансмиссии, то она достаточно сложная и содержит более 40 позиций, в которых можно выделить конструктивные и вспомогательные элементы.

Перечень конструктивных элементов

  • Ведомая шестерня
  • Муфта дифференциала
  • Подшипники дифференциала
  • Подшипники приводных валов
  • Валы привода мостов
  • Сальники валов
  • Подшипник промежуточного вала
  • Шестерни повышающей и понижающей передачи
  • Промежуточный вал
  • Корпус дифференциала
  • Ось сателлитов
  • Сателлиты

Управление раздаточной коробкой

Залогом долговечной работы трансмиссии является правильный выбор режима ее работы. Каждый владелец автомобиля Нива Шевроле может предварительно ознакомиться с правилами эксплуатации, используя для этого специально разработанное руководство. Прежде всего, необходимо разобраться с режимами работы раздатки и их включением. На автомобилях Шевроле Нива пониженная/повышенная передача, а также блокировка включаются одним рычагом, который имеет пять положений.

  • Центральное положение – включена нейтраль.
  • Назад и вправо – повышенная передача с разблокированным дифференциалом.
  • Назад и влево – повышенная передача с заблокированным дифференциалом.
  • Вперед и вправо – пониженная передача с разблокированным дифференциалом.
  • Вперед и влево – пониженная передача с заблокированным дифференциалом.

Эксплуатация автомобиля в разных режимах

Пониженная передача включается в том случае, когда необходимо увеличить крутящий момент. Примером может служить движение вверх по крутому склону или проезд по вязкому грунту. Для преодоления труднопроходимых участков включается блокировка. Чтобы добиться более четкого и фиксированного включения, нужно дождаться момента пробуксовки, а затем при выключенном сцеплении перевести рычаг влево. В состоянии блокировки можно перемещаться только на ограниченное расстояние со скоростью не более 40 км/ч.

В качестве примера можно смоделировать ситуацию. Для преодоления препятствия в виде большой лужи следует остановиться и включить пониженную передачу. Блокировка уместна, если присутствуют неровности и колейность. Без необходимости блокировать дифференциал не рекомендуется, так как часто возникают проблемы с разблокированием. Если случилась такая ситуация, необходимо начать движение задним ходом и одновременно пытаться перевести рычаг в правое положение.

Диагональное вывешивание автомобиля приведет к тому, что свободные колеса будут вращаться, а машина останется без движения. В таком случае предусмотрена блокировка, которую можно включить в режиме повышенной передачи. Следует отметить, что при преодолении крутых спусков, рекомендуется применять торможение двигателем. Если поверхность покрыта грязью или снегом, то выбирается режим первой пониженной передачи.

Неисправности раздатки

Раздаточная коробка – сложный узел, поэтому важно правильно диагностировать неисправность и уметь оперативно ее устранить. Наиболее частым признаком некорректной ее работы служит повышенная вибрация. Если она наблюдается при движении в различных режимах, то причиной может служить износ эластичной муфты. Удостовериться в этом поможет визуальный осмотр. Вибрация при прямой нагрузке (разгон) указывает на ослабление крепления раздатки к кузову, неисправность ШРУС промежуточного вала или подклинивание шарнира одного из карданов. Если же вибрация наблюдается на постоянной скорости, то налицо проблема с балансировкой самих карданов или дифференциала.

Часто возникают неисправности, связанные с затрудненным переключением режимов. Здесь внимание следует уделить шарнирам механизма управления, так как они обычно забиваются грязью. Может вилка или шток деформироваться. С течением времени появляются забоины на шлицах ступиц и шестерен. Они легко устраняются шлифованием, однако для выявления дефекта приходится снимать и разбирать весь узел.

В качестве профилактических работ выступает своевременная замена трансмиссионной смазки. Ее выполняют каждые 45000 км. Важно в процессе эксплуатации соблюдать правила переключения режимов, а также внимательно следить за своевременной разблокировкой дифференциала.

Рег.: 11.09.2008
Тем / Сообщений: 2 / 363
Откуда: Санкт- Петербург
Возраст: 42
Авто: 2120 & 2002г папирус

Рег.: 19.12.2006
Тем / Сообщений: 3 / 237
Откуда: г.Сыктывкар
Возраст: 49
Авто: ВАЗ 21213 95 г.в. Chevrolet Rezzo 07 г.в. УАЗ Патриот 2007г.в.

Рег.: 01.04.2008
Сообщений: 1034
Откуда: г.Оса
Возраст: 49
Авто: ВАЗ-21213, 1996, сток, к139-и511Ш

Рег.: 19.12.2006
Тем / Сообщений: 3 / 237
Откуда: г.Сыктывкар
Возраст: 49
Авто: ВАЗ 21213 95 г.в. Chevrolet Rezzo 07 г.в. УАЗ Патриот 2007г.в.

Рег.: 01.04.2008
Сообщений: 1034
Откуда: г.Оса
Возраст: 49
Авто: ВАЗ-21213, 1996, сток, к139-и511Ш

Рег.: 24.10.2008
Сообщений: 7
Откуда: г.Таганрог
Возраст: 62
Авто: Нива-Шевроле 2007г

Имя: Денис
Рег.: 14.04.2008
Сообщений: 651
Откуда: Белгород
Возраст: 33
Авто: 2121, 1989 г.в. 1,6к КПП-4

Рег.: 04.11.2008
Сообщений: 1631
Откуда: Красноярск
Возраст: 64
Авто: 2123 -2007г.

Шестерни свободно вращаются на валу.
Момент передается через ступицу муфты переключения передач.

Внутренние обоймы подшипников зажимаются гайками через шайбу-с задней стороны и через фланец и упорное кольцо- с передней.
Осевой люфт убирает кольцо на наружней обойме заднего подшипника (кольцо прижимается задней крышкой).
Так что скорее всего у тебя вал нормальный. или подш плохие совсем или нет кольца или крышка не прижимает.
А вообще, сколько был осевой люфт (мм)?

Рег.: 04.01.2009
Сообщений: 478
Откуда: г.Рязань, Дашки военные
Возраст: 46
Авто: Продал "ласточку", остаюсь тайным поклонником. Lancia Kappa 838 седан

Имя: Денис
Рег.: 14.04.2008
Сообщений: 651
Откуда: Белгород
Возраст: 33
Авто: 2121, 1989 г.в. 1,6к КПП-4

Рег.: 04.11.2008
Сообщений: 1631
Откуда: Красноярск
Возраст: 64
Авто: 2123 -2007г.

Да кака разница- лишь бы шестерни на валу не очень сильно болтались- по скользящей что ли посадке. Может отверстие во втулке 30,09.
Гораздо важнее радиальный люфт флянца заднего кардана.
Кстати, если можешь, удовлетвори моё любопытство.
Имеет ли продольный ход фланец эластичной муфты (тот,на котором крепится крестовина) на металлическом центрующем кольце вторичного вала коробки в 2121. Если имеет, то чем он ограничивается.
Мне не очень нравится этот узел в 21213.
Спасибо.

Добавлено спустя 2 часа 12 минут 59 секунд:

Звиняюсь, пионер. Это не ты свихнулся- это меня занесло.
Я тоже вычитал что втулка низшей передачи садится на тугую посадку. Возможно при слабо затянутой задней гайке ее проворачивало.
Хотя- это моё мнение, если люфта между втулкой и валом нет, то её можно оставить.Будет стоять за счёт трения при нормальной затяжке задней гайки.
Прошлой зимой я перебирал свою раздатку БУ 2121 и точно помню, Втулка легко снималась.
И мне эта раздатка больше нравится, чем "родная" 21213 несмотря на недостатки-"поёт" и спидометр врёт.

Имя: Денис
Рег.: 14.04.2008
Сообщений: 651
Откуда: Белгород
Возраст: 33
Авто: 2121, 1989 г.в. 1,6к КПП-4

Рег.: 07.07.2007
Тем / Сообщений: 3 / 1115
Откуда: Украина,Харьков
Возраст: 55
Авто: Нива 96г. моно EFI-4,приборка газ3110, Шнива 120 л/с

255 сообщений на предыдущих страницах
Комментировать
0
886 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector